Investigation Protocol
- Выберите испытуемого, с которым будете проводить исследование. Оно проводится двумя методами.
I метод "Запоминание 10 слов" (по А. Р. Лурия)
Условие: в комнате должно быть тихо, не должно быть посторонних звуков.
Испытуемому зачитывается два ряда слов: в первом ряду слова логически связаны, во втором — набор слов, не связанных между собой логически. Слова испытуемый может повторять в любом порядке
- Исследователь внятно зачитывает испытуемому первый ряд слов. Перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
- Через 1 мин испытуемый записывает названные слова (Попытка 1).
- Через 3-4 мин испытуемый вновь записывает ранее названные слова из первого ряда (Попытка 2).
- Исследователь громко зачитывает испытуемому второй ряд слов. Перечень слов для механического запоминания: парк, телевизор, звезда, лодка, облако, трамвай, тигр, квадрат, вода, яблоко.
- Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. (Попытка 1).
- Через 3-4 мин испытуемый вновь записывает ранее названные слова из второго ряда. (Попытка 2).
- Сравнить результаты воспроизведения первого и второго ряда слов. Объяснить возможную причину разного количества запомненных слов одним и тем же испытуемым.
II метод "Запоминание пар слов"
Испытуемому зачитываются две группы пар слов: в первой группе между словами существуют смысловые связи, во второй они отсутствуют. Слова испытуемый может повторять в любом порядке.
1 группа
|
2 группа
|
Кукла – играть
Цыплёнок – яйцо
Нож – резать
Лошадь – седло
Книга – буквы
Бабочка – цветок
Лицо – глаза
Рояль – клавиши
Снег – сугроб
Соловей – трель
|
Птичка – кресло
Стол – небо
Компас – облако
Расчёска – земля
Колокольчик – гриб
Стакан – солнце
Рыба – пчела
Яичница – ветер
Шляпа – тёрка
Соловей – сестра
|
- Исследователь внятно зачитывает испытуемому 10 пар слов первой группы (интервал между парой — 5 секунд).
- После перерыва читаются первые слова из пар этой группы (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся ему вторые в парах слова этой группы.
- Аналогичная работа проводится со словами второй группы.
- Проведите учёт и анализ результатов: установите, влияют ли смысловые связи между словами на эффективность процесса запоминания.
- Сравните результаты, полученные в ходе исследования двумя способами. Сделайте выводы.
Safety tips
Если во время испытаний участник исследования почувствует недомогание, головную боль из-за напряжения, стоит прекратить исследование.