1. Как запомнить? Мнемонические приёмы

    This project has a paid content.
    More information

    Investigation

    Goal

    Проверить эффективность методов мнемотехники для увеличения объёма памяти и облегчения запоминания информации.

    Research question

    Использование методов мнемотехники способствует улучшению запоминания учебного материала.

    Equipment

    1. Разработанные задания
    2. Секундомер
    3. Блокнот
    4. Ручка или карандаш

    Why use data from multiple participants?

    Используя результаты исследований других участников проекта, можно определить, какой из методов мнемотехники для увеличения объёма памяти и улучшения запоминания информации более эффективен.

    Investigation Protocol

    Для проведения эксперимента необходимо два участника: экспериментатор и испытуемый.

    Экспериментатор предлагает испытуемому прочитать записанные на листе бумаги слова, испытуемый в течение 1 мин. должен их запомнить. Через 5, 10, 15 мин. испытуемый устно воспроизводит слова, а экспериментатор фиксирует количество правильно воспроизведённых слов в каждой попытке. Таким образом проводят эксперимент, используя каждый метод. При необходимости слова можно заменять на другие.

    1. Метод простого, механического запоминания (контрольный опыт).
      Задание. Испытуемый механически заучивает слова.
      Слова: ядро, галоша, тополь, заяц, тайфун, вермишель, шедевр, колесо, цитоплазма, тетрадь.
    2. Метод историй (связывание слов и определений в один текст).
      Нужно придумать связную историю, содержащую понятия, которые надо запомнить. Если важно запомнить понятия в определенной последовательности, то в придуманной истории они должны располагаться именно так. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Сделайте вашу историю интересной, может, даже смешной, чтобы запомнилась. Преимущества этого метода в том, что он не требует предварительной подготовки, тренирует креативность, это весело и интересно. Но он не подходит для запоминания большого объёма информации.
      Задание. Запомните последовательность слов методом историй.
      Слова: митохондрии, квартира, лягушка, осина, облака, петух, вода, ядро, котёнок, мембрана.
    3. Метод "Цепочка" (соединение образов между собой). Понятия соединяются попарно в нужной последовательности. Например, понятия: цветок – ласточка – дверь - …, можно представить как цепочку образов: цветок на ласточке – ласточка в дверь - …. и т.д. Образы должны быть яркими и запоминающимися. Связи между образами могут быть фантастическими. Например: цветок прилип к ласточке – ласточка закрыла дверь - …, тогда образы запомнятся быстрее и проще. Преимущество метода в том, что его можно использовать буквально на ходу и понятия запоминаются очень быстро. Но, забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.
      Задание. Запомните цепочкой слова.
      Слова: рибосомы, солнце, рыба, ветер, щенок, лейка, цветок, цитоплазма, берёза, сердце.
    4. Метод Цицерона или Метод римской комнаты (создание в воображении пространства с опорными образами). Метод назван в честь Марка Тулия Цицерона, государственного деятеля Римской империи, который никогда не использовал в своих публичных выступлениях записи или подсказки. Для того, чтобы запомнить в строго выверенной последовательности подготовленное выступление, Цицерон разбивал свою речь на части и каждую часть готовил в одном из своих комнат. Во время выступления Цицерон мысленно прохаживался по своим покоям по определенному маршруту, и это помогало ему чётко вспомнить ту часть речи, которую он там готовил. Для запоминания понятий можно представить свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемое понятие. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Преимущество этого метода в том, что можно запоминать большие объёмы информации, запоминание происходит достаточно быстро, при повторении образы надолго остаются в памяти. Но, это метод довольно трудоемок.
      Задание. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: картина, лизосома, планета, ведро, жизнь, ласточка, хромосома, жаба, мышь, яблоко.

    Safety tips

    Не усердствуйте чрезмерно при запоминании текста. Если вы устали, необходимо отдохнуть.

    Report Form Before filling in the Report Form, please read the Investigation Protocol