Изучаем объём памяти при логическом и механическом запоминании
This project has a paid content. |
More information
|
Investigation
Goal
Выявить различия в объёме памяти при логическом и механическом запоминании.
Research question
Объём памяти при логическом запоминании будет больше.
Equipment
- Подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания в двух вариантах
- Листы бумаги для записи
- Ручки (карандаши)
- Секундомер (электронные часы, часы с секундной стрелкой)
Why use data from multiple participants?
Использование результатов исследований других участников позволит получить необходимые данные для серьёзного исследования.
Investigation Protocol
- Выберите испытуемого, с которым будете проводить исследование. Оно проводится двумя методами.
I метод "Запоминание 10 слов" (по А. Р. Лурия)
Условие: в комнате должно быть тихо, не должно быть посторонних звуков.Испытуемому зачитывается два ряда слов: в первом ряду слова логически связаны, во втором — набор слов, не связанных между собой логически. Слова испытуемый может повторять в любом порядке
- Исследователь внятно зачитывает испытуемому первый ряд слов. Перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
- Через 1 мин испытуемый записывает названные слова (Попытка 1).
- Через 3-4 мин испытуемый вновь записывает ранее названные слова из первого ряда (Попытка 2).
- Исследователь громко зачитывает испытуемому второй ряд слов. Перечень слов для механического запоминания: парк, телевизор, звезда, лодка, облако, трамвай, тигр, квадрат, вода, яблоко.
- Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. (Попытка 1).
- Через 3-4 мин испытуемый вновь записывает ранее названные слова из второго ряда. (Попытка 2).
- Сравнить результаты воспроизведения первого и второго ряда слов. Объяснить возможную причину разного количества запомненных слов одним и тем же испытуемым.
II метод "Запоминание пар слов"
Испытуемому зачитываются две группы пар слов: в первой группе между словами существуют смысловые связи, во второй они отсутствуют. Слова испытуемый может повторять в любом порядке.1 группа |
2 группа |
Кукла – играть Цыплёнок – яйцо Нож – резать Лошадь – седло Книга – буквы Бабочка – цветок Лицо – глаза Рояль – клавиши Снег – сугроб Соловей – трель |
Птичка – кресло Стол – небо Компас – облако Расчёска – земля Колокольчик – гриб Стакан – солнце Рыба – пчела Яичница – ветер Шляпа – тёрка Соловей – сестра |
- Исследователь внятно зачитывает испытуемому 10 пар слов первой группы (интервал между парой — 5 секунд).
- После перерыва читаются первые слова из пар этой группы (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся ему вторые в парах слова этой группы.
- Аналогичная работа проводится со словами второй группы.
- Проведите учёт и анализ результатов: установите, влияют ли смысловые связи между словами на эффективность процесса запоминания.
- Сравните результаты, полученные в ходе исследования двумя способами. Сделайте выводы.
Safety tips
Если во время испытаний участник исследования почувствует недомогание, головную боль из-за напряжения, стоит прекратить исследование.