1. Изучаем объём памяти при логическом и механическом запоминании

    This project has a paid content.
    More information

    Investigation

    Goal

    Выявить различия в объёме памяти при логическом и механическом запоминании.

    Research question

    Объём памяти при логическом запоминании будет больше.

    Equipment

    1. Подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания в двух вариантах
    2. Листы бумаги для записи
    3. Ручки (карандаши)
    4. Секундомер (электронные часы, часы с секундной стрелкой)

    Why use data from multiple participants?

    Использование результатов исследований других участников позволит получить необходимые данные для серьёзного исследования.

    Investigation Protocol

    • Выберите испытуемого, с которым будете проводить исследование. Оно проводится двумя методами.

    I метод "Запоминание 10 слов" (по А. Р. Лурия)

    Условие: в комнате должно быть тихо, не должно быть посторонних звуков.
    Испытуемому зачитывается два ряда слов: в первом ряду слова логически связаны, во втором — набор слов, не связанных между собой логически. Слова испытуемый может повторять в любом порядке
    1. Исследователь внятно зачитывает испытуемому первый ряд слов. Перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
    2. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова (Попытка 1).
    3. Через 3-4 мин испытуемый вновь записывает ранее названные слова из первого ряда (Попытка 2).
    4. Исследователь громко зачитывает испытуемому второй ряд слов. Перечень слов для механического запоминания: парк, телевизор, звезда, лодка, облако, трамвай, тигр, квадрат, вода, яблоко.
    5. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. (Попытка 1).
    6. Через 3-4 мин испытуемый вновь записывает ранее названные слова из второго ряда. (Попытка 2).
    7. Сравнить результаты воспроизведения первого и второго ряда слов. Объяснить возможную причину разного количества запомненных слов одним и тем же испытуемым.

    II метод "Запоминание пар слов"

    Испытуемому зачитываются две группы пар слов: в первой группе между словами существуют смысловые связи, во второй они отсутствуют. Слова испытуемый может повторять в любом порядке.
    1 группа
    2 группа
    Кукла – играть
    Цыплёнок – яйцо
    Нож – резать
    Лошадь – седло
    Книга – буквы
    Бабочка – цветок
    Лицо – глаза
    Рояль – клавиши
    Снег – сугроб
    Соловей – трель
    Птичка – кресло
    Стол – небо
    Компас – облако
    Расчёска – земля
    Колокольчик – гриб
    Стакан – солнце
    Рыба – пчела
    Яичница – ветер
    Шляпа – тёрка
    Соловей – сестра
    1. Исследователь внятно зачитывает испытуемому 10 пар слов первой группы (интервал между парой — 5 секунд).
    2. После перерыва читаются первые слова из пар этой группы (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся ему вторые в парах слова этой группы.
    3. Аналогичная работа проводится со словами второй группы.
    • Проведите учёт и анализ результатов: установите, влияют ли смысловые связи между словами на эффективность процесса запоминания.
    • Сравните результаты, полученные в ходе исследования двумя способами. Сделайте выводы.

    Safety tips

    Если во время испытаний участник исследования почувствует недомогание, головную боль из-за напряжения, стоит прекратить исследование.

    Report Form Before filling in the Report Form, please read the Investigation Protocol