Базовые исследовательские действия: как развивать их через проектные задания

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Базовые исследовательские действия: как развивать их через проектные задания

Базовые исследовательские действия тесно связаны с проектно-исследовательской деятельностью и способствуют формированию у младших школьников таких умений, как:

  • определять разрыв между реальным и желаемым состоянием объекта (или ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель исследования, планировать изменения объекта или ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи и выбирать наиболее подходящий (по заданным критериям);

  • проводить опыт или исследование по заранее предложенному плану с целью установления особенностей объекта и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

  • формулировать выводы и обосновывать их на основе результатов наблюдений, экспериментов, измерений, классификаций и сравнений;

  • прогнозировать возможное развитие событий и их последствия в аналогичных или близких по структуре ситуациях.

В педагогической среде широко распространено мнение, что исследовательские навыки эффективнее всего формируются на уроках математики, информатики и окружающего мира, где учащиеся работают с числовыми данными, графиками, измерениями и наблюдениями за природными явлениями. Эти предметы действительно традиционно считаются наиболее благоприятной средой для исследовательской деятельности.

Однако подобный подход ограничивает потенциал других учебных областей — в первую очередь гуманитарных дисциплин, таких как русский язык и литературное чтение. В этих предметах проектная и исследовательская работа нередко воспринимается как труднореализуемая, что приводит к недоиспользованию их развивающих возможностей. Между тем, именно такие задания, правильно встроенные в урок, способны мотивировать учащихся к осмысленному познанию и самостоятельному поиску ответов.

Пример интеграции исследования в гуманитарную область

Хорошей иллюстрацией служит проектное задание «Как произошли фамилии?», которое можно предложить учащимся 2 класса на уроках русского языка при изучении темы «Прописная буква в именах собственных». Это задание не только закрепляет орфографические навыки, но и превращает урок в увлекательное лингвистическое исследование. Его можно также интегрировать в уроки окружающего мира при изучении темы «Моя семья», что подчёркивает его межпредметный характер.

Проектное задание «Как произошли фамилии?» предлагает учащимся:

  • выбрать фамилию, происхождение которой интересно узнать;

  • предположить способ её образования (в этом поможет статья из медиатеки проекта);

  • проверить гипотезу, используя различные источники информации.

В медиатеке проектного задания представлена статья «Как найти информацию о происхождении фамилии?», которая знакомит учащихся с приёмами поиска и анализа информации.

Структура задания и развитие исследовательских умений

Все проектные задания ГлобалЛаб имеют чёткую структуру, включающую:

  • постановку цели исследования;

  • формулирование гипотезы;

  • обоснование актуальности;

  • перечень необходимых материалов;

  • пошаговый план выполнения работы.

Такая организация способствует формированию важнейших исследовательских умений: постановки цели, планирования работы, сбора и анализа данных, формулирования обоснованных выводов.

Раздел «Выводы» в проектном задании помогает учащимся подвести итоги исследования и обосновать свои выводы, опираясь как на собственные наблюдения, так и на материалы других участников.


А в разделе «Обсуждение» дети могут выразить личное мнение, поделиться впечатлениями и обсудить полученные результаты с другими участниками проекта.

В современной образовательной практике проектные задания становятся одним из наиболее эффективных инструментов формирования исследовательских навыков младших школьников. Если учитель не включает проектно-исследовательскую деятельность в учебный процесс и не отражает её как приоритет в рабочей программе, формирование этих умений оказывается фрагментарным и малорезультативным.

Универсальные учебные действия, включая исследовательские, наиболее активно развиваются через межпредметные формы работы. Регулярное использование индивидуальных и групповых проектных заданий создаёт условия для системного освоения учащимися исследовательских компетенций — от постановки вопроса до анализа результата. Постепенное и последовательное включение таких заданий позволяет воспитывать в ребёнке стремление к самостоятельному познанию, умение работать с информацией и критически мыслить — то есть именно те качества, которые лежат в основе метапредметных результатов.