Базовые логические действия: от стандарта к заданию

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Базовые логические действия в ФОП НОО представлены большим списком умений:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Проектно-исследовательская деятельность и выполнение проектных заданий напрямую связаны с овладением большинства из этих умений. 

Практическая реализация через проектные задания

Например, проектное задание «Наблюдаем за сезонными изменениями в природе», которое позволяет учащимся:

  • изучать фенологические явления (таяние снега, цветение черёмухи, листопад, первый снег и др.);
  • осваивать методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение.

Это проектное задание можно предложить учащимся на уроках окружающего мира при изучении сезонных изменений, происходящих в природе; а также при изучении методов познания человеком окружающей природы.

В ходе выполнения проектного задания учащиеся:

  • выделяют признаки выбранного природного явления;
  • определяют и фиксируют дату его наступления;
  • сравнивают результаты собственных наблюдений с данными справочной литературы и других источников.

Итогом работы становится вывод о том, что сроки наступления природных событий могут меняться от года к году. Ответ на вопрос, почему так происходит, дети находят, устанавливая связи с другими природными явлениями.

Дополнительно учащиеся могут:

  • составить календарь сезонных изменений для своей местности;
  • сравнить фенологические события, зафиксированные в разных регионах;
  • сделать выводы о связи между природными явлениями и географическим положением территории наблюдения.

Проектное задание «Зачем нам синонимы?» рекомендуется для учащихся 3–4 классов и может быть использовано на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика».

Оно позволяет организовать увлекательную исследовательскую работу с языковым материалом. Первое знакомство с синонимами происходит ещё в дошкольном возрасте, но в начальной школе дети осваивают их осознанное использование в речи и учатся работать со словарями синонимов.

В рамках задания учащимся предлагается:

В течение нескольких дней понаблюдайте за речью окружающих вас людей. В каких случаях они используют синонимы? Какие именно синонимы звучат в их речи? Записывайте свои наблюдения в блокнот.

Такой анализ помогает детям самостоятельно ответить на главный вопрос — зачем нужны синонимы, — и сделать выводы об их роли в речи.

Особую ценность представляет этап знакомства с результатами других участников. Он помогает уточнить и расширить первоначальные выводы, выявить общие закономерности использования синонимов в разных речевых ситуациях.

Таким образом, проектные задания становятся эффективным инструментом практического освоения базовых логических действий в начальной школе. Они позволяют не только закрепить ключевые мыслительные операции в разнообразных учебных ситуациях, но и формируют у младших школьников умение наблюдать, анализировать, делать выводы и видеть взаимосвязи между явлениями — то есть развивают те универсальные навыки, которые лежат в основе метапредметных результатов.