Каким должно быть современное образование?
Современное образование должно быть образованием в течение всей жизни, и именно к такому образу жизни должна сейчас готовить школа.
Лично мне, происходящее в окружающей жизни, и во мне самой, как составной части этой жизни, рисуется в виде системы сложных зубчатых передач.
У меня есть какой-то набор знаний из интересующих меня областей (например, педагогика, психология, ботаника, орнитология, фенология и т. д.), но для того, чтобы этот набор знаний работал, мне нужна ещё одна шестерёнка — навыки, которая зацепится за знания и сможет продвинуть всю систему. Это могут быть такие навыки, как умение поставить определённую задачу, выбрать способы её решения и найти информацию, структурировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.
Двух шестерёнок в системе мало, для работы мне также потребуется некоторая система самообразования, потребуется система обучения с привлечением внешних экспертов, педагогов или тьюторов. А шестерёнка знаний и шестерёнка навыков должна сцепляться с шестерёнкой способностей, потому что если у меня нет ярко выраженных музыкальных способностей, то обучение нотной грамоте и игре на музыкальном инструменте даётся очень трудно! Может быть много дополнительных мелких шестерёнок: тренинги, чтение, развивающая онлайн-среда...
Сцепленность всех этих шестерёнок говорит о том, что корректное движение каждой из них требуется для движения всей системы, а в каждом конкретном случае ведущей может быть любая из них. Это зависит от возраста человека, от его способностей, от того объёма навыков и знаний, которыми он уже обладает. И я совершенно уверена, что на определённом этапе ведущей шестерёнкой является школьная система обучения, именно она придаёт нужный импульс, продвигает обучающихся в сторону собственного самообразования, задаёт системе такое состояние, когда мелкие шестерёнки тренингов, обучающих материалов, специализированных курсов будут способны поддерживать образование в течение всей жизни.