Как развивать «гибкие» навыки средствами своего учебного предмета?

  • Яна Злочевская
    Яна ЗлочевскаяВедущий тьютор ГлобалЛаб

Каким должно быть современное образование?

Современное образование должно быть образованием в течение всей жизни, и именно к такому образу жизни должна сейчас готовить школа.

Лично мне, происходящее в окружающей жизни, и во мне самой, как составной части этой жизни, рисуется в виде системы сложных зубчатых передач.

У меня есть какой-то набор знаний из интересующих меня областей (например, педагогика, психология, ботаника, орнитология, фенология и т. д.), но для того, чтобы этот набор знаний работал, мне нужна ещё одна шестерёнка — навыки, которая зацепится за знания и сможет продвинуть всю систему. Это могут быть такие навыки, как умение поставить определённую задачу, выбрать способы её решения и найти информацию, структурировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.

Двух шестерёнок в системе мало, для работы мне также потребуется некоторая система самообразования, потребуется система обучения с привлечением внешних экспертов, педагогов или тьюторов. А шестерёнка знаний и шестерёнка навыков должна сцепляться с шестерёнкой способностей, потому что если у меня нет ярко выраженных музыкальных способностей, то обучение нотной грамоте и игре на музыкальном инструменте даётся очень трудно! Может быть много дополнительных мелких шестерёнок: тренинги, чтение, развивающая онлайн-среда...

Сцепленность всех этих шестерёнок говорит о том, что корректное движение каждой из них требуется для движения всей системы, а в каждом конкретном случае ведущей может быть любая из них. Это зависит от возраста человека, от его способностей, от того объёма навыков и знаний, которыми он уже обладает. И я совершенно уверена, что на определённом этапе ведущей шестерёнкой является школьная система обучения, именно она придаёт нужный импульс, продвигает обучающихся в сторону собственного самообразования, задаёт системе такое состояние, когда мелкие шестерёнки тренингов, обучающих материалов, специализированных курсов будут способны поддерживать образование в течение всей жизни.

Что же позволит придать правильный импульс и правильное развитие?

Я думаю, что это безусловно не пополнение знаниевой и навыковой базы, поскольку это отдельные "шестерёнки", а задача стоит в том, чтобы развивать собственную "шестерёнку" школьного обучения. И здесь нам на помощь приходит возможность развивать всю систему универсальных учебных действий и, если брать шире, то "гибких" навыков, которые будут крутить и учебные навыки, и знания.

Давайте рассмотрим комплексное понятие "гибкие" навыки, которое из области бизнеса сдвинулось в школу. И это неудивительно, ведь к "гибким" навыкам относят навыки надпрофессиональные, которые важны для успешной карьеры, но при этом неспециализированы и не связаны с конкретной предметной областью. Это личностные качества, которые позволяют успешно участвовать в рабочем процессе, обладать высокой производительностью, иметь хорошо развитые социальные навыки.

Где прежде всего начинают развиваться социальные навыки?

Я думаю, что мы не ошибёмся, если предположим, что это происходит в школьном коллективе, а ещё лучше в коллективе дополнительного образования, где, в отличие от школьного класса, мы чаще сталкиваемся с людьми разного возраста.

Назовём несколько важных навыков этой группы, а потом начнём обсуждать, что мы можем сделать для их развития. Итак, среди "гибких" навыков можно выделить: ответственность, дисциплину, самоменеджмент, коммуникацию, в частности умение слушать, работу в команде, эмоциональный интеллект, управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление.

Мне бы хотелось отдельно рассмотреть преимущество развития некоторых из этих навыков, потому что очевидно, что все "гибкие" навыки имеют значительную гуманитарную составляющую, и довольно сложно придумать тест, который чётко покажет вам, насколько развита дисциплина или коммуникативность у вашего ученика. Хотя, безусловно, существуют методики собеседований, которые позволяют оценить уровень сформированности той или иной группы навыков. Но нам бы конечно хотелось повысить не только абстрактные "гибкие" навыки, которые ребёнок востребует в будущей профессиональной деятельности, но и конкретную "академическую" успеваемость, чтобы иметь более объективное представление о происходящем развитии.

Возьмём для примера эмоциональный интеллект!

Эмоциональный интеллект связан с умением понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять своим эмоциональным состоянием. В этом же ряду находится умение работать в команде или возглавлять её, умение общаться с другими людьми на основании эмпатии. То есть развитие эмоционального интеллекта позволяет работать вместе с другими людьми, владеть навыками самоконтроля, иметь развитую мотивацию. Если у ребёнка хорошо развивается эмоциональный интеллект, что он сможет сделать? Правильно! Разработать и защитить групповой проект. Как тренировать эти навыки? Очевидно, что непосредственно в процессе разработки и защиты группового проекта.

Что ещё происходит, когда у ребёнка развивается эмоциональный интеллект? У ребёнка происходит повышение осознанности и уверенности в себе. Возникает меньше проблем с сильными эмоциями, повышается эмпатия, как следствие, не только улучшается поведение вообще, но и возрастают академические успехи, просто потому, что учиться становится легче.

А учиться становится легче потому, что, развивая эмоциональный интеллект, мы развиваем нейронные пути в префронтальной коре головного мозга (передняя часть лобных долей), а она связана с кратковременной памятью и концентрацией внимания на необходимых объектах, а это очень важно в любом учебном процессе.

Итак, общение в ходе разработки проекта помогает развиваться эмоциональному интеллекту и тренирует префронтальную кору, развитие которой способствует не только регулированию социального поведения и принятию решений, но и лучшему усвоению знаний.

Какие другие комплексы навыков были упомянуты? Навык решения проблем, в который входит анализ проблемы, оценка проблемы, поиск возможных путей решения, практическое решение проблемы, последующий анализ успешности внедрённого решения, насколько оно позволило улучшить ситуацию, и оценивание выбранного метода.

На что это похоже?

Мне кажется, что на процесс разработки проекта, в том числе проекта ГлобалЛаб, в ходе которой вы определяете тему проекта, формулируете цель, выдвигаете гипотезу. Вы ищете проблему и ресурсы, которые потребуются для её решения. Разрабатываете протокол исследования, которое позволит вам приблизиться к пути решения этой проблемы. Вашему исследованию потребуется продвижение, для привлечения участников и получения полноценных данных, после чего потребуется научиться интерпретировать полученные данные. После этого можно приступать к созданию продукта, который позволит решить найденную проблему и защите итоговой работы, обсуждению полученных результатов и выводам.

Таким образом, мы видим, что в ходе разработки проекта есть возможность развивать разные "гибкие" навыки, а значит это эффективный способ, который следует применять. (Ну и не будем забывать, что в старших классах индивидуальный проект становится обязательной частью учебного плана).

Разумеется, это путь, который не проходится в один шаг, и именно поэтому на платформе ГлобалЛаб существует не только достаточно объемный конструктор проектов и исследований, который позволяет полностью управлять проектом на любом уровне образования, начиная от описания проекта, постановки цели, описания целевой аудитории, добавления материалов, создания определённых этапов с постановкой конкретных задач, обсуждением работ и оцениванием вклада каждого участника, и заканчивая защитой проекта и итоговым оцениванием.

В среде ГлобалЛаб существует специальная подсистема, позволяющая начинать с разработки простых проектных заданий и включения элементов проектной деятельности в работу и развитие обучающихся.

Как происходит формирование «гибких» навыков при разработке собственного проектного задания

Для простоты мы будем рассматривать конкретные примеры и конкретные навыки, которые возможно отработать в каждом случае.

Каждому участнику проектного задания требуется прочитать протокол и выполнить определённую работу, внеся свои результаты в копилку общих результатов проектного задания.

Как вы думаете, в каком проектном задании участнику будет проще понять, что ему нужно сделать и зачем это нужно сделать? Если цель сформулирована, как на этом скриншоте:

Или если это сформулировано таким образом, как на следующем скриншоте? Обратите внимание, что идея проектного задания одна и та же!

В чём разница между первым и вторым скриншотом? В первом случае цель сформулирована в деятельностном ключе: надо научиться находить однокоренные слова и определять корень.

Как сформулирована цель во втором случае?

Она не сформулирована. Приведён некоторый результат: обучающиеся приобретут опыт. А откуда мне известно, что надо сделать, чтобы они этот опыт приобрели? А что будет, если они его не приобретут?

Кроме того, первое задание подходит для самостоятельной работы обучающихся, а во втором случае они будут смущены терминологией и могут не захотеть принять самостоятельное участие. Понятно, что во многих случаях педагоги ориентируются на некоторые существующие нормы оформления, которые особенно актуальны для старшеклассников, но не для начальной школы...

В перечне действий для разработки проекта или проектного задания есть анализ данных и оформление готовой работы, которая как раз и может представлять собой текст, имеющий необходимую методическую обвязку, снабжённый иллюстрациями и выводами.

А проектное задание в среде ГлобалЛаб — это то средство, которое даст вам много сырых данных, чтобы их проанализировать, сделать выводы и написать итоговую работу. Если участники не разбегутся раньше, чем дойдут, собственно, до исследовательской анкеты.

Давайте обсудим, что нужно сделать, чтобы разработать собственное совместное проектное задание, которое позволит решить все вышеупомянутые задачи. При этом будем не забывать формулировать, как то, что мы делаем, развивает "гибкие" навыки. Мы поговорим о том, зачем писать протокол проведения работы, зачем придумывать вопросы для анкеты, чему помогает составление описания.

Одна из самых креативных задач при создании проектного задания — это придумывание оригинального названия. Допустим, что автор хочет придумать для своего задания оригинальное название, а не списать типовую тему из учебника. Ключевое слово "не списать"... Потому что нам требуется развивать креативность и творческий подход, а это совсем не про "списать".

Значит, можно устроить мозговой штурм, чтобы придумать, как можно броско выразить идею данной темы. А потом ещё и проверить, не пришла ли эта тема и название уже кому-то в голову. Чтобы проверить это, можно написать придуманное название в поисковую строку библиотеки ГлобалЛаб. Или просто сделать поиск по ключевым словам.

Например, по ключевым словам "Великая Отечественная война" вы найдёте в библиотеке 81 проектное задание, где эта тема так или иначе упоминается. Просмотреть все эти проектные задания, ответить на вопрос: какая цель в них поставлена? соответствует ли этой цели анкета? поможет ли мне такая анкета получить нужные результаты? — это серьёзная аналитическая работа. Вы можете описать её как часть своей проектной работы, выбрать уже готовое проектное задание, заполнить в нём анкету по протоколу автора проектного задания, а потом проанализировать комплекс данных так, как это покажется верным вам, и защитить полученные результаты.

Следующий этап работы с конструктором проектного задания после того, как мы описали свой замысел, придумав креативное задание, — это разработка анкеты.

Это отдельная непростая задача, которая с точки зрения "гибких навыков" очень прокачивает критическое мышление. Ведь разрабатывая вопросы для сбора данных, которые помогут ответить на наши исследовательские вопросы, мы учимся мыслить рационально и нацелены на достижение результата.

Называют разные характеристики критического мышления, среди которых мне бы хотелось выделить любознательность и любопытство, открытость к различным сторонам, способность мыслить систематически, аналитический подход. Мы уверены, что именно разработка исследовательской анкеты помогает развивать все эти свойства.

Работаем с анкетой проектного задания

Давайте критическим взглядом посмотрим на такую анкету:

Можем ли мы, не знакомясь с проектным заданием целиком, предположить, что хотел изучить его автор?

Вероятнее всего, предметом исследования здесь является питание домашних питомцев. Причём нигде не указано, есть ли ограничение на то, какие виды домашних питомцев участвуют в этом исследовании. Если мы внимательно прочитаем описание в вопросе №4 про «натуральные продукты и сухой или влажный корм (марку указывать не нужно)», то у нас, скорее всего, сложится впечатление, что в голове автор держит собаку и кошку. И это достаточно понятно, ведь это самые распространённые домашние животные в России. Но это как раз история про «открытость мышления», то есть про развитие критического мышления.

Потому что здесь автор должен спросить себя: а что будет, если кто-то из участников проектного задания держит дома хомяка? Или маисового полоза? Или жабу? Или палочника? Или улитку-ахатину? Или волнистого попугайчика? А ведь это всё «питомцы» и «животные».

И значит, либо я изучаю, как люди кормят всех домашних питомцев, а тогда расширяю анкету вопросами:

«Какого вида животное вы содержите дома?» — с выбором вариантов: млекопитающие, рептилии, амфибии, птицы.
И дополнительно для разных групп животных даю возможность указать: собака, кошка, грызун, хорёк, минипиг и так далее… Или змея, ящерица, черепаха… Жаба, аксолотль, тритон, шпорцевая лягушка…

Либо автор осознаёт, что ему неважно, кормит ли хозяин со своего стола шпорцевую лягушку или мадагаскарского таракана, а интересует только питание собак и кошек, или только кошек, или только собак.

Тогда в протоколе проведения работы, в описании, в цели и везде, где это возможно, например в пояснениях к вопросам, надо написать, что: «выполнить проектное задание предлагается владельцам собак (кошек, минипигов). Если вы держите жабу (питона, богомола), пожалуйста, выберите для участия другое проектное задание».

Но в любом случае это будет осознанным выбором одного из путей, а не результатом того, что автор просто не задумался о том, что у разных людей могут быть разные питомцы.

Далее следует подумать о том, как проанализировать ответ на вопрос:

Если вы используете готовые корма для своего питомца, то где вы их покупаете? Назовите пункт покупки: зоомагазин, супермаркет, ветаптека, магазин у дома и др.

Если каждый из ста, двухсот, пятисот, тысячи участников даст ответ в свободной форме, легко ли будет подсчитать, какая доля участников покупают корма в специализированном месте, а какая доля — в магазине, где это сопутствующие товары? При этом из пояснения к тексту вопроса мы видим, что автор уже предполагает, что количество пунктов, где можно купить еду для своего питомца, конечно. Здесь следует задать себе вопрос: существует ли более удобный для анализа способ задать этот вопрос? И мы сразу поймём, что это вопрос с выбором вариантов ответа и возможностью добавить свой вариант ответа. 

В ходе таких размышлений над своими проектными заданиями и работами других участников ГлобалЛаб мы и развиваем критическое мышление.

Разрабатываем протокол проведения работы

Далее конструктор проектных заданий предполагает работу с протоколом выполнения работы, который необходимо сформулировать, во-первых, в деятельностном ключе, а во-вторых, в соответствии с тем, что уже разработано в анкете проектного задания. И здесь особенно ярко мы видим, что весь процесс разработки и публикации проектного задания — это отражение навыка решения проблем. Потому что исходный замысел проектного задания очевидно отражает существование проблемы: люди недостаточно ответственно относятся к тому, что едят их питомцы. И теперь надо корректно проанализировать проблему, чему и служит это исследование. А дальше уже можно будет задуматься о поисках пути её решения.

Составляя протокол проведения работы, мы заботимся о том, чтобы для каждого вопроса, который мы задали в анкете и который требует определённого ответа, в протоколе был пункт, поясняющий, какие данные надо собрать для ответа на этот вопрос. Чем подробнее и точнее будет написан протокол проектного задания, тем более точные данные получит автор для решения своей проблемы.

Продвигаем свою работу на платформе ГлобалЛаб

Для своего проектного задания требуется написать аннотацию и описание так, чтобы привлечь внимание других участников.

Например, исследований отношения к шоколаду на платформе ГлобалЛаб размещено пять. Как сделать так, чтобы пользователи выбрали ваше исследование?

Конечно, вам потребуется грамотная реклама и продвижение. А ведь такие умения явно относятся к "гибким" навыкам для большинства людей, если только это не ваши профессиональные обязанности менеджера по работе с социальными сетями. А для того чтобы вы могли это продвижение организовать, желательно, чтобы ваша публикация, ваш оригинальный контент, был действительно оригинальным! То есть текст надо написать самостоятельно, а не скопировать из интернета!

При этом улучшаются и ответственность, и дисциплина, и самоменеджмент, и коммуникация, и работа в команде, и лидерство, и решение проблем, и критическое мышление, а также развивается креативность и творческие способности. Для помощи в этой работе возможно привлечение учителя русского языка, что особенно важно, если проектное задание делается не для русского языка или литературы, а по биологии, физике или химии.

В итоге можно сказать, что когда мы составляем для своего проектного задания протокол или формулируем цель и гипотезу, мы развиваем "организаторские способности" и "интеллектуальное любопытство". И целый список универсальных учебных действий...

Требования к формированию "гибких" навыков

Из методических материалов для учителей можно почерпнуть такой набор требований к формированию "гибких" навыков в ходе учебных занятий:

  • обучающиеся должны иметь возможность выполнять комплексные и оригинальные задания, чтобы развивать умение работать в команде и критическое мышление;
  • обучающиеся должны иметь возможность следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
  • обучающиеся должны иметь возможность учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
  • обучающиеся должны иметь возможность применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
  • обучающиеся должны иметь возможность получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Мне кажется, что эти требования прекрасно подводят итог всему, что я сформулировала выше, потому что именно заданием такого рода будет разработка собственного оригинального проектного задания на платформе ГлобалЛаб или грамотное использование опубликованного проектного задания для выполнения собственного исследования.

Примеры проектных заданий

Давайте рассмотрим несколько примеров проектных заданий, в ходе разработки которых обучающиеся явно смогли развивать свои "гибкие" навыки.

В проектном задании «Рифмуем всё» проделана большая работа по изучению типов рифм. Оно популярно и собрало множество данных.

В проектном задании «Лунный месяц в северном полушарии» проделана большая работа по описанию фаз луны. Задание подходит для серьёзной работы по астрономии.

В проектном задании «Географическая азбука» можно увидеть собственные иллюстрации учащихся начальной школы.

Проектное задание «Правовые знания в загадках» — отличный образец работы учащихся 9 и 11 классов. Очень хорошо сформулированы задачи, которые ставили перед собой авторы.

В проектном задании «Ряд листьев ивы» в медиатеке можно увидеть пример оригинальной работы автора, ученика 6 класса.

А вот работы авторского дуэта сестёр из Санкт-Петербурга. Первые проектные задания девочки разрабатывали ещё в начальной школе:

Великие битвы истории

История в произведениях культуры

Проектное задание Владислава Розсохань из Кирова «Книга в кадре» интересно подходом. Владиславу было нужно изучить мнение людей о таком формате "рекламы" книг, как буктрейлер. Он делал буктрейлеры в ходе подготовки школьного проекта.
В итоге, благодаря среде ГлобалЛаб, он получил 366 отзывов (их было бы не так просто собрать лично и обработать вручную).
87,5% участников считают, что буктрейлер привлекает внимание к книгам. 56,5% участников считают, что книгам нужна реклама. 47,5% участников сами смотрели буктрейлеры.

Ещё одно исследование Владислава «Зачем животным хвосты?».

Исследование учащегося начальной школы из Новосибирской области посвящено животным-синоптикам.

В проектном задании «От унции до фунта» мы видим успешную совместную работу школьников из Астрахани и Санкт-Петербурга.

Совместная работа в авторской комнате проектного задания

На этом скриншоте вы видите, как ребята пользуются авторской комнатой проектного задания для обсуждения процесса его создания. Авторская комната — это раздел, который виден только авторам проектного задания и модераторам ГлобалЛаб. Команда модераторов ГлобалЛаб помогает начинающим авторам формулировать цели и гипотезы, продумывать анкету проектного задания и подходящий к ней протокол. Эта помощь снимает нагрузку с учителя и облегчает его работу.

В ходет такой совместной работы опубликованы следующие проектные задания:

Памятники литературным героям

Музей книжной иллюстрации

Книга волшебных сказок

Путешествие в мир животных

Познавательные прогулки: изучаем парки, скверы, бульвары

Животные и растения на гербах

Принимайте участие в готовых пользовательских и редакционных проектных заданиях! Обратите внимание на рекомендации заданий в этой статье. Кроме того, каждый месяц мы выкладываем рекомендации, которые позволяют применять редакционные проектные задания для работы на уроке и проведения внеурочных занятий. Все задания в этих списках открываются бесплатно и доступны в течение месяца.

Работа с готовыми проектными заданиями позволит вам лучше освоить структуру и принципы разработки совместных исследований, чтобы вы могли успешно опубликовать собственное оригинальное проектное задание.