Как воспитать юнната

  • Светлана Исакова
    Светлана Исаковаруководитель естественно-научного направления методического центра ГлобалЛаб

Юные исследователи природы: как поддержать детскую любознательность

Каждый ребенок по своей натуре исследователь. С раннего детства окружающий мир вызывает у него интерес. «Почему?» — самый частый вопрос юного натуралиста. Взрослые должны отвечать на каждое «почему?», поощряя его любознательность. А если вопросы вызывают затруднения, то есть смысл вместе с ребенком узнать что-то новое. В этом помогут проектные задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста на платформе ГлобалЛаб.

Чистый ли снег? Простые опыты для юных натуралистов

Во время зимней прогулки маленькие дети часто хотят попробовать ослепительно белый снег на вкус, ведь он кажется им таким чистым и привлекательным! Но действительно ли снег чистый? Если внимательно осмотреться вокруг, то можно увидеть, что вдоль дорог или даже в лесу, вдоль пешеходных тропинок снег гораздо грязнее, чем вдали от них. Чтобы ответить на вопрос о том, почему так происходит, предложите детям собрать образцы снега на разных участках и провести исследование. Оно описано в проектном задании «Откуда грязь в снеге?». В нем подробно описан ход работы и выдвинута гипотеза о том, самый грязный снег находится вдоль автомобильных дорог. Это исследование легко выполняется в домашних условиях, но потребуется помощь взрослого. Растаявшие в стаканах образцы нужно отфильтровать через специальную фильтровальную бумагу, ватный диск или марлевую салфетку, сфотографировать фильтры и сравнить результаты.

После этого результаты нужно занести в анкету проектного задания. В разделе Результаты каждый юннат может сравнить свой результат с результатами исследования других ребят, сделать выводы и, таким образом, опровергнуть или подтвердить гипотезу проектного задания. 

Исследуем почву: какие тайны хранит земля под ногами?

Если на улице снега нет, то можно изучать и почву. В проектном задании предлагается исследовать ее состав и свойства. Это тоже вполне доступные для юных натуралистов исследования, которые можно провести дома, но обязательно с участием взрослых. В проектном задании «Экспериментируем с почвой» предлагается выполнить целых четыре опыта с почвой. Опыты можно сделать все или только те, которые особо заинтересовали ребенка. В результате проведения самых настоящих лабораторных опытов юннаты сделают для себя открытие о том, что простая земля под ногами имеет сложный состав и обладает определенными свойствами. Наверняка многие об этом даже и не догадывались! Интересно, а многие ли из родителей знают об этом? Может и для них это будет открытием. 

Три состояния вещества: знакомимся с природными явлениями

Очень часто очевидные для взрослых явления маленьким детям еще непонятны, и им многое еще предстоит открыть для себя. Даже если они уже наблюдали, как тает снег, высыхает лужа или кипит чайник, вряд ли они знают, что это свойства одного и того же вещества – воды. Выполнив вместе со взрослыми проектное задание «Жидкое, твёрдое, газообразное», юные натуралисты узнают о свойствах не только воды, но и других веществ. Это проектное задание позволит не только своими руками провести несколько опытов, но и освоить научный теоретический материал, который необходим для объяснения физических явлений. Юные исследователи смогут почувствовать себя настоящими учеными, владеющими естественно-научными знаниями. 

Мир живых существ: как привить интерес к биологии?

Ничего не может быть интереснее для ребенка, чем живые существа, которыми наполнен мир вокруг него. У некоторых людей этот интерес постепенно затухает, для некоторых превращается в увлекательное хобби, а другие посвящают их изучению всю жизнь! Очень важно разделить с маленьким ребенком восторг от созерцания прекрасных живых существ и постараться превратить его в пытливый интерес. Вот, например, в проектном задании «Бабочка-красавица» юный натуралист не только узнает разные виды бабочек, понаблюдает за их поведением, но и проанализирует экологические проблемы, которые ограничивают видовой состав и численность бабочек в городах.

Что такое звери? Знакомство с млекопитающими

Наблюдения в природе, просмотр познавательных телепередач и видеороликов, чтение книг о природе у юного натуралиста, несомненно, вызовут желание познавать живой мир больше и глубже. Стимулом для такого интереса может стать проектное задание «Кто такие звери?».

Выполняя это задание, юный исследователь природы будет искать информацию о млекопитающих в разных источниках. Он не только узнает, что звери, или млекопитающие – это одна из групп животных, имеющие общие признаки, такие как шерсть, покрывающая тело, и выкармливание детёнышей молоком, но и научатся искать достоверную информацию в книгах, журналах и на сайтах в Интернете. Изучая животных, ребенок найдет множество интересных фактов из их жизни, расширит своё представление о фауне планеты. Этот познавательный процесс обязательно увлечет юного натуралиста, как увлек уже немало участников этого проектного задания.

Как сделать изучение природы увлекательным?

На платформе Глобальной школьной лаборатории можно найти множество проектных заданий, которые помогут ребятам открыть для себя мир природы. Участие в конкурсах и викторинах, проводимых на сайте, помогут развить познавательный интерес маленьких натуралистов и, возможно, определят их дальнейшую профессию.