Работа с информацией и формирование коммуникативных умений в проектной деятельности в начальной школе

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Работа с информацией — это квинтэссенция проектной деятельности: поиск, анализ, осмысление и представление информации становятся неотъемлемой частью решения проектных задач. В структуре познавательных универсальных учебных действий (УУД) работа с информацией включает развитие следующих умений:

  • выбирать источник получения информации;
  • находить информацию в явном виде согласно заданному алгоритму;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или с помощью предложенного учителем способа проверки;
  • соблюдать правила информационной безопасности при работе в интернете (с участием взрослых);
  • анализировать и создавать информацию в разных форматах (текст, видео, звук, графика) в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно составлять схемы и таблицы для представления информации.

 

Проектное задание «Богатства земных недр» предлагает учащимся изучить полезные ископаемые своего региона. В процессе работы ребята учатся находить информацию о составе, свойствах, происхождении и применении полезных ископаемых, используя разнообразные источники: беседы с родными и педагогами, музейные материалы, энциклопедии, интернет-ресурсы и документальные фильмы.

Отдельное внимание вопросам безопасной и ответственной работы с информацией уделяется в проектном задании «Советы от IT-шника», где учащиеся:

  • формулируют понятные для младших школьников правила безопасной работы в интернете;
  • иллюстрируют эти правила с помощью рисунков или стихов;
  • обосновывают их важность;
  • публикуют свои работы в анкетах проектного задания.

Платформа ГлобалЛаб предоставляет техническую возможность публиковать текстовые, графические, видео- и аудиоматериалы, что делает этап представления результатов частью полноценного учебного процесса.

Проектное задание «Сколько времени вы тратите на домашнюю работу? Давайте сравним!» не только учит детей строить диаграммы в соответствии с протоколом выполнения работы, но и помогает сделать выводы:

  • В какой день недели выполнение домашнего задания занимает больше всего времени?
  • Домашнее задание по какому предмету требует наибольших временных затрат?
  • Как можно равномерно распределить учебную нагрузку на протяжении недели при выполнении домашних заданий?

Формирование коммуникативных умений

Представление результатов проекта — важный и часто вызывающий трудности этап работы. Он напрямую связан с развитием коммуникативных универсальных учебных действий, которые во ФГОС НОО формируются через совместную деятельность и общение.

К ним относятся умения:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции;
  • уважительно вести диалог, соблюдать правила дискуссии;
  • признавать разные точки зрения;
  • высказывать мнение корректно и аргументированно;
  • создавать устные и письменные тексты;
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал для оформления сообщения.

Проектное задание «Типы текстов» позволяет учащимся познакомиться с повествованием, описанием и рассуждением, а также попробовать создать тексты каждого типа. 

Проектное задание может быть предложено учащимся как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Гипотеза проектного задания: самый распространённый тип текстов — это описание.

Изучив результаты участников, выполнивших проектное задание, учащиеся познакомятся с разными типами текстов и смогут ответить на главный вопрос: подтвердилась ли гипотеза проектного задания?

В проектном задании «Мир игры литературных героев» дети находят описания игр и игрушек в художественной литературе и создают собственные описания, развивая письменную речь и навык текстовой интерпретации.

Проектная деятельность на платформе ГлобалЛаб создаёт естественную среду для формирования и развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Это достигается через:

  • совместную работу над проектами и проектными заданиями;
  • обмен мнениями;
  • обсуждение итогов;
  • регулярную презентационную практику.

Педагогу важно создать поддерживающую атмосферу, поощрять творческий подход и использовать игровые формы представления результатов. Такой подход помогает детям превратить представление проекта из трудности — в способ выразить себя, поработать с аудиторией и освоить важнейшие навыки общения.