Совместная деятельность и регулятивные УУД в проектной работе в начальной школе

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Совместная деятельность представлена во ФГОС НОО следующими умениями:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные — с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Проектное задание «Окна Победы», цель которого — создание всероссийской цифровой галереи оформленных окон образовательных учреждений и домов в рамках одноимённой патриотической акции, посвящённой Победе в Великой Отечественной войне, может стать примером совместного участия школьников в проектно-исследовательской деятельности.

Работы школьных команд представлены в разделе «Результаты».

Достижение универсальных учебных регулятивных действий выражается в развитии навыков самоорганизации и самоконтроля.

Самоорганизация включает следующие умения:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий;

Самоконтроль предполагает:

  • установление причин успеха или неудач учебной деятельности;
  • корректировку собственных действий для преодоления ошибок.

Любое проектное задание ГлобалЛаб содержит перечень необходимого оборудования и материалов, а протокол проведения работы начинается с напоминания о необходимости подготовить всё необходимое для выполнения задания. Это способствует формированию навыков планирования и самоорганизации.

Развитию самоконтроля способствуют проектные задания с возможностью самопроверки из серии «Проверим себя!». Эти задания направлены на развитие учебной самостоятельности, навыков саморегуляции, способности к самооценке и корректировке собственной учебной траектории. Они разработаны на основе тестов для повторения тем по разным предметам с последующим анализом собственных результатов.

Например, в проектном задании «Жанры и произведения фольклора. Проверим себя!» участникам предлагается:

  • в разделе «Медиатека ученика» найти тестовое задание и выполнить его;
  • оценить результат выполнения, определить, на какие вопросы даны правильные ответы, а где допущены ошибки;
  • выделить вопросы и темы, которые требуют дополнительного изучения или повторения, а также указать произведения, которые необходимо прочитать.

В проектном задании «Решаем задачи в повседневной жизни» участникам предлагается:

  • вспомнить жизненные ситуации, в которых они применяли математические знания, и записать решение одной из таких задач;
  • выбрать наиболее интересную задачу другого участника и решить её;
  • проверить правильность решения с помощью анкеты автора задачи;
  • в разделе «Выводы» ответить на вопрос: удалось ли правильно решить выбранную задачу?

Выполнение подобных заданий также способствует формированию устойчивых навыков самоконтроля и учебной рефлексии.

 

Таким образом, проектные задания на платформе ГлобалЛаб не только способствуют усвоению предметного содержания, но и создают благоприятные условия для формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Выполняя совместные проектные задания, планируя свои действия, оценивая результаты и анализируя собственные ошибки, младшие школьники осваивают важнейшие навыки самоорганизации, самоконтроля и продуктивного взаимодействия — именно те компетенции, которые необходимы им как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.