Структура проектных заданий для начальной школы на платформе ГлобалЛаб

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Структура проектного задания на платформе ГлобалЛаб

Если вы ещё не читали статью «Организация проектных заданий в начальной школе: как выстроить работу учащихся?», обязательно обратитесь к ней. В ней подробно рассматриваются этапы проектной работы:

  • мотивационный,

  • подготовительный,

  • информационный,

  • исследовательский,

  • оценочный.

Цифровая образовательная платформа ГлобалЛаб позволяет выстроить проектную деятельность именно в такой логике. Все ключевые этапы уже заложены в структуру проектного задания, что существенно упрощает работу педагога и минимизирует риски организационных и методических ошибок.

Пример: проектное задание «Любимое моё зверьё — кошки или собаки?»

Рассмотрим структуру на примере одного из заданий, которое легко интегрировать в курс окружающего мира или литературного чтения. Произведения о животных — важная часть литературного репертуара младшей школы, и это задание помогает учащимся исследовать, какие домашние питомцы чаще становятся героями литературных произведений.

Структура проектного задания ГлобалЛаб

Все проектные задания платформы имеют единую структуру — это облегчает обучение работе с ними и обеспечивает методическую целостность. Вот как выстроены разделы:


1. Общее

Соотносится с мотивационным этапом.

Здесь размещены:

  • аннотация и подробное описание задания,

  • цель, гипотеза (если есть),

  • список необходимого оборудования,

  • обоснование совместного участия,

  • примеры результатов участников,

  • кнопка «Как участвовать» для перехода к следующему этапу.


2. Исследование

Соотносится с подготовительным этапом.

Здесь представлены:

  • протокол проведения работы — подробная пошаговая инструкция,

  • техника безопасности (если требуется),

  • медиатека для ученика и учителя (доступна педагогам).

Это важная часть задания, в которой формируются универсальные учебные действия и развиваются навыки планирования, анализа и поиска информации.


3. Анкета

Соотносится с информационным и исследовательским этапами.

Участники вносят сюда:

  • свои наблюдения,

  • текстовые ответы,

  • загружают изображения и другие материалы.

Анкета может быть многошаговой, с автоматическим сохранением черновиков. Это помогает развивать исследовательские и коммуникативные умения учащихся.


4. Результаты

Соотносится с оценочным этапом.

Результаты всех участников собираются и визуализируются с помощью виджетов:

  • карты,

  • диаграммы,

  • облака слов,

  • галереи изображений,

  • списки текстов.

Данные обновляются в реальном времени, и каждый участник может сравнить свои результаты с результатами других.


5. Выводы

Учащийся формулирует собственные выводы на основе анализа результатов всех участников. Это способствует осмыслению своей работы и переходу от частного к общему.


6. Обсуждение

Раздел, в котором дети и педагоги могут:

  • высказать своё мнение,

  • обсудить итоги,

  • предложить идеи для новых заданий,

  • поучаствовать в коллективной рефлексии.

Это помогает развивать коммуникативные универсальные действия и формировать культуру исследовательского общения.


7. Участники

Полный список всех, кто выполнил задание. Это создаёт эффект сообщества и мотивационную вовлечённость.

Раздел «Общее»

В аннотации к проектному заданию «Любимое моё зверьё — кошки или собаки?» говорится:
«Мы очень любим наших домашних питомцев, среди которых, конечно, выделяются кошки и собаки. Многие исследования утверждают, что большинство людей предпочитают собак, но, несмотря на это, во многих странах именно кошки оказываются более популярными. А о ком чаще пишут авторы — о кошках или о собаках? Давайте узнаем, кто чаще становится героем литературных произведений — кошка или собака».

Тема близка большинству младших школьников — у многих дома есть домашние животные, и у них уже сформировано личное отношение к ним. Кроме того, учащиеся хорошо знакомы с литературными произведениями о собаках, кошках и других питомцах. У многих писателей тоже были любимые животные, ставшие прототипами персонажей их произведений.

Проектное задание предлагает проанализировать литературные тексты и на основе собранных данных определить, какие животные лидируют в этом «литературном рейтинге». О ком написано больше — о кошках или о собаках?

Если учащиеся откликнулись на тему эмоционально и с интересом включились в исследование, следующий шаг — познакомить их с целевой установкой задания, гипотезой и перечнем оборудования, необходимого для выполнения проекта. Логика работы уже встроена в структуру задания на платформе «ГлобалЛаб», и учителю остаётся лишь сопровождать учащихся на каждом этапе проектной деятельности.

Цель проектного задания — проанализировать литературные произведения, в которых героями являются кошки или собаки, и на основе собранных данных составить рейтинг популярности этих животных в художественной литературе.

Гипотеза: многие авторы писали о кошках и собаках, однако произведений с собаками в роли главных героев больше.

Проектное задание имеет соревновательный характер, что делает участие в нём особенно увлекательным для младших школьников и усиливает их мотивацию к чтению и исследованию.

Деятельность, которую выполняют учитель и учащиеся в разделе «Общее» любого проектного задания, соответствует мотивационному этапу проектной деятельности. На этом этапе формируется интерес к теме, осознаётся цель исследования, учащиеся вовлекаются в работу.

Раздел «Общее» завершается кнопкой «Как участвовать», которая ведёт к следующему этапу — разделу «Исследование».

Раздел «Исследование»

Раздел «Исследование» соответствует подготовительному этапу проектной деятельности. Именно здесь начинается практическая работа над проектным заданием.

В этом разделе размещены:

  • Протокол проведения работы — ключевой элемент проектного задания, представляющий собой подробную пошаговую инструкцию. Он состоит из двух частей:
    • первая часть описывает индивидуальное исследование и алгоритм действий участника;
    • вторая часть посвящена анализу обобщённых результатов всех участников.

  • Описание техники безопасности, если выполнение задания предполагает работу с оборудованием или проведение наблюдений в условиях, требующих осторожности.

  • Медиатека с дополнительными материалами, помогающими учащимся разобраться в теме задания (статьи, схемы, изображения, справочные таблицы и т. д.). Для педагогов доступна отдельная медиатека с методическими рекомендациями.

Протокол проведения работы особенно важен для начальной школы — он обеспечивает понятную пошаговую структуру действий, помогает формировать универсальные учебные действия, включая логические, исследовательские и информационные.

Завершает раздел кнопка «Заполнить анкету», которая ведёт участника к следующему этапу — фиксации результатов исследования. Кнопка также доступна в верхнем правом углу страницы.

В правом верхнем углу страницы также расположена кнопка «Задать», предназначенная для педагогов. С её помощью учитель может назначить проектное задание своей группе учащихся и организовать выполнение работы в удобном для класса формате.

Раздел «Анкета»

В раздел «Анкета» участники вносят результаты своей работы — самостоятельно или с помощью взрослых. Здесь фиксируются наблюдения, текстовые ответы, изображения, видео и другие материалы, полученные в ходе выполнения проектного задания.

Деятельность, осуществляемая учащимися на этом этапе, соответствует информационному и исследовательскому этапам проектной деятельности. Именно здесь происходит основная фиксация индивидуального исследования и подготовка данных для общего анализа.

Раздел «Результаты»

Раздел «Результаты» аккумулирует данные, полученные всеми участниками, выполнившими проектное задание. Эти результаты визуализируются с помощью интерактивных виджетов, таких как:

  • карты,

  • диаграммы и графики,

  • списки текстов,

  • галереи фотографий и видеоматериалов,

  • списки всех исследовательских анкет.

Каждый виджет можно гибко настраивать под конкретные цели анализа. Все данные в них обновляются в режиме реального времени — с каждым новым участником содержательная картина исследования становится всё полнее.

Безусловно, выполнение такого проектного задания возможно и в рамках одного класса. Однако цифровая платформа «ГлобалЛаб» значительно расширяет возможности: благодаря ей можно организовать соревновательную или коллективную исследовательскую работу на уровне школы, региона или даже всей страны. Это даёт учащимся возможность почувствовать значимость своей работы и увидеть собственный вклад в масштабном исследовании — например, в определении, о ком написано больше литературных произведений: о кошках или собаках.

Раздел «Выводы»

В разделе «Выводы» каждый участник формулирует собственное заключение на основе анализа обобщённых результатов всех участников. Это помогает закрепить исследовательские навыки, развить умение обобщать, делать выводы и аргументированно представлять свою точку зрения.


Раздел «Обсуждение»

Раздел «Обсуждение» предоставляет участникам возможность:

  • выразить мнение о результатах исследования;

  • предложить идеи для продолжения темы;

  • обсудить возможные варианты применения полученных знаний;

  • обменяться мнениями с другими участниками.

Фиксация своего мнения в письменной форме способствует достижению метапредметных результатов, в частности развитию коммуникативных универсальных учебных действий: умению определять задачу коммуникации, выбирать подходящие речевые средства, создавать собственные тексты — как по шаблону, так и оригинальные.


Оценочный этап проектной деятельности

Деятельность, осуществляемая учащимися в разделах «Результаты», «Выводы» и «Обсуждение», соотносится с оценочным этапом проектной деятельности. Именно здесь ребёнок учится подводить итоги, сравнивать, анализировать и выстраивать логические связи между своим исследованием и результатами других участников.


Раздел «Участники»

В разделе «Участники» представлен список всех пользователей, выполнивших проектное задание. Это формирует ощущение принадлежности к сообществу исследователей и способствует развитию мотивации к дальнейшему участию.


Интеграция с уроками литературного чтения

Тематика домашних животных присутствует в курсе литературного чтения с 1 по 4 класс. Проектное задание «Любимое моё зверьё — кошки или собаки?» может быть использовано как эффективный инструмент повышения интереса к чтению и работы с художественным текстом. Учащиеся не только читают произведения, но и исследуют их содержание с позиций читательской и научной активности, что помогает им глубже погружаться в текст и осмысленно воспринимать литературу.

Алгоритм работы с проектными заданиями на платформе «ГлобалЛаб»

Алгоритм работы с проектными заданиями на цифровой платформе «ГлобалЛаб» — это надёжная методическая опора, обеспечивающая получение устойчивых образовательных результатов. Он может быть представлен в виде последовательной схемы действий.

  1. Знакомство с темой и протоколом
    Ученик (самостоятельно или под руководством педагога) знакомится с темой проектного задания и протоколом его выполнения. На этом этапе особенно важно уделить внимание эмоциональной вовлечённости — интерес к теме формирует мотивацию к исследованию.

  2. Выполнение проектного задания
    Участник выполняет проектное задание в соответствии с шагами, описанными в протоколе. Если ребёнок хочет изучить несколько объектов или раскрыть тему шире, он может заполнить две и более анкеты — такая возможность заложена в структуре платформы.

  3. Фиксация результатов в анкете
    После выполнения задания участник вносит данные в анкету. Это может быть текст, фотография, видео, выбор вариантов ответа и т. д.

  4. Анализ общих результатов
    После отправки анкеты ученик переходит к разделу с результатами, где сравнивает свои данные с результатами других участников со всей страны. Он может увидеть:

    • своё местоположение на карте,

    • собственное слово в облаке слов,

    • рейтинг,

    • лайки других пользователей.
      Всё это создаёт ощущение вовлечённости и значимости личного вклада, усиливает мотивацию к обучению и формирует исследовательскую позицию.

Вот как может выглядеть схема алгоритма работы с проектным заданием на платформе ГлобалЛаб:

Почему именно ГлобалЛаб?

Организовать подобную проектно-исследовательскую деятельность вне цифровой платформы невозможно: невозможно реализовать интерактивный обмен результатами, визуализацию, участие на межрегиональном уровне и анализ больших объёмов данных в реальном времени.

Благодаря платформе «ГлобалЛаб» проектные задания выходят за рамки класса и могут быть реализованы:

  • на школьном уровне;

  • на уровне города или региона;

  • на всероссийском уровне.

Что актуально сейчас?

Проектные задания, которые можно использовать уже в этом месяце, собраны в специальной рубрике «Актуально в этом месяце» на сайте платформы «ГлобалЛаб». Это позволяет педагогу быстро подобрать задания, соответствующие календарю памятных и праздничных дат, времени года и тематике учебных предметов.

Присоединяйтесь!
Воспользуйтесь возможностями цифровой образовательной платформы и станьте частью профессионального сообщества ГлобалЛаб!
Это удобно, современно, методически выверено — и невероятно увлекательно для ваших учеников.

Другие материалы
  • Организация проектных заданий в начальной школе: как выстроить работу учащихся?