На ГлобалЛаб со своими учениками я провожу занятия с 2015 года. Свой первый проект одна из моих учениц опубликовала в 2020 г. На основании этого проекта она защитила свой школьный проект. В январе 2022 г. она запустила второй проект.
Мы начали работу на ГлобалЛаб в 2020 году. Это было время пандемии. Дети остались наедине с компьютером. Они учились дистанционно, это было проблемой для нас. И в это время платформа ГлобалЛаб стала просто находкой. С этого времени мы активно работаем в пространстве ГлобалЛаб. Наши дети поделились своим опытом на районном, на областном, на республиканском уровне. В ГлобалЛаб в качестве апробации нам дали бесплатную лицензию на год. Мы очень благодарны,. Это стало очень хорошей мотивацией для наших учеников. Сейчас наши дети занимаются очень активно, публикуют свои проекты, участвуют в своих проектах. Им очено интересно.
В 2020-2021 году во всех школах России началось внедрение ФГОС среднего общего образования. Одним из нововведений в старшей школе появление курса «Индивидуальный проект». Возникли определенные трудности в его реализации, а именно переход от теории к практике: выбор темы, осуществление исследования, получение данных и анализ результатов. В декабре мы стали участниками апробации платформы «ГлобалЛаб» в Крыму. К нашей радости мы нашли ответы как эффективнее и разносторонне реализовать курс «Индивидуальный проект» в 10-11 классах.
ГлобалЛаб – полезный интернет-ресурс для всех, кто интересуется исследованиями. Каждой категории пользователей «ГлобалЛаб» предоставляет ряд уникальных возможностей. Мы увидели возможность сбора данных большого числа респондентов, доступ к которым предоставляет платформа «ГлобалЛаб».
Как это работает? Очень просто: Старшеклассник выбирает тему проекта разного направления (гуманитарного, социального, естественно-научного и т.п), создает свой проект на платформе «ГлобалЛаб» (по алгоритму, предлагаемому платформой, с хорошим техническими и методическим сопровождением) и начинается сбор данных, которые он использует для практической части своего индивидуального проекта.
Ученик может привлекать к участию в своем проекте, своих одноклассников, знакомых друзей, распространяя ссылку на свой проект на платформе, что очень упрощает сбор и обработку полученных данных и привлекает большее количество участников к исследовательской работе.
В ходе апробации с февраля по май мы создали 48 проектов и опубликовали их на платформе «ГлобалЛаб».
Учащиеся 10 классов были воодушевлены работой на платформе, ведь исследовательская деятельность стала более понятной и доступной.
В 11 классе при создании своего индивидуального проекта они получат необходимый материал для выполнения практической части благодаря платформе «ГлобалЛаб», на которой они осуществляли сбор данных, которые они могут сравнить со своими полученными данными и сделать выводы.
Платформа «ГлобалЛаб» помогает теории стать практикой и взращивает интерес к исследовательской деятельности и науке у молодого поколения.
Использование возможностей образовательной среды платформы ГлобалЛаб в работе со школьниками помогли повысить уровень мотивации учебной активности некоторых детей, увидеть индивидуальное продвижение каждого ребёнка. При создании дружественной и доверительной атмосферы, предоставлении ученикам свободы выбора тем проектов и самостоятельности при исследованиях повысило вовлеченность детей в проектно-исследовательскую деятельность. Многие испытали удовольствие от самой деятельности, значимости своих результатов. Заинтересованные школьники, работая на платформе ГлобалЛаб, побывали в роли участников проектов детей всего мира, генераторов идей, авторов проектов и исследований. У детей появилась возможность в полной мере выразить свою индивидуальность, занять активную личностную позицию.
Откровенно говоря, мы услышали о платформе ГлобалЛаб в только в 2019 году. Удивление нарастало, когда узнали, что этот проект, созданный при грантовой поддержке Фонда «Сколково» достаточно популярен и широко используется у нас в стране. Стало досадно за нашу «отсталость», ведь технология проектно-исследовательской деятельности при организации УВП является ведущей в гимназии. Более того, данный ресурс предлагает иной вид проектов, построенных по принципам особого вида краудсорсинга, с которым не знакомы ни гимназисты, ни учителя, а это значит, что такой тип проекта точно должен быть освоен и апробирован при организации проектно-исследовательской деятельности.
Во 2 полугодии 2019-2020 года проводились мероприятия по ознакомлению педагогов с ГлобалЛаб и презентации ее возможностей при организации УВП. Педагоги проводили пробы и формировали определённое представление об эффективности данной платформы для проведения уроков. Именно в этот период педагоги увидели преимущество создания авторских проектов на платформе ГлобаЛаб для организации массового дистанционного обучения.
В 1 полугодии 2020-2021 подключились педагоги, которые увидели возможности ГлобалЛаб для организации и обновления деятельности на курсе «Основы проектно-исследовательской деятельности» (далее – ОПИД) в 5–7 классах. Кроме того, готовые проекты ГлобалЛаб можно использовать как дополнительный ресурс для организации лабораторных работ по предметам естественно-научного цикла, внеурочной деятельности.
В настоящее время платформа ГлобалЛаб является дополнительным цифровым ресурсом для организации УВП в гимназии:
1. Создаются рабочие программы урочной и внеурочной деятельности с использованием проектов ГлбалЛаб.
2. Педагоги стали использовать платформу для развития умений работать с информацией.
3. Дети выбирают индивидуальные проекты, в основу которых берутся результаты смежных проектов, имеющихся в банке проектов ГлобалЛаб.
4. Появилась инициатива у детей для создания собственных проектов, с использованием ресурса ГлобаЛаб и их реализации.
5. Разработан 10-дневный проектно – исследовательский модуль «Неизвестное об известном» для летней научной школы с использованием готовых проектов ГлобалЛаб.
Таким образом, ГлобалЛаб хорошо вписывается в УВП гимназии. Проекты могут использоваться для формирования функциональной грамотности обучающихся, а также технологического знания учеников, основанном на овладении универсальных технологий деятельности человека в современном мире – проектировние, исследование и управление.
Два года мы участвовали во всех стоп-кадрах. Что нас привлекло? «Выполнив одни и те же исследования, участники стоп-кадра ... могут собрать из них мозаику – общий портрет нашей планеты в один конкретный день». Именно это мы старались сделать, наибольшее внимание уделяя качественному анализу имеющихся данных, собранных участниками глобальных экологических стоп-кадров. Учась сопоставлять факты, анализировать их, изучая карты, графики и диаграммы проектов, данные за несколько лет, мы увидели, как из наблюдений на наших маленьких участках проявляются видимые законы природы! Мы увидели подтверждение общих географических закономерностей на практике. И за это отдельное спасибо глобальному экологическому стоп-кадру! Знания и умения, которые мы получили, огромны. Желаем удачи всем будущим и нынешним участникам этого замечательного проекта.
Большое спасибо за предоставляемые возможности. Мы поучаствовали с детьми в первом этапе Глобального экологического синхронного стоп-кадра. Успели обсудить, сформулировать выводы, дети описали свои впечатления от участия в проекте, дополнительные вопросы, которые возникли в процессе исследования. Пока все понятно, благодаря методическим рекомендациям, медиатеке, четко сформулированному алгоритму работы в каждом из проектов курса! Результаты превзошли все наши ожидания.
Хочу рассказать, что мы вчера ходили фоткать лишайники и еще кораблик я сделал и запускал в р. Старую Волгу. Потом мы зашли на частную какую-то базу. Там было много лишайников и воды. Там были туристы. Я фоткал и у меня спросили, что я фоткаю. Я им рассказал про ГлобалЛаб и про лишайники как биоиндикаторы. Они удивились, они думали, что если деревья с лишайниками, то это плохо. Я им сказал, что это наоборот очень хорошо!!!! Они там собрались! И удивлялись. А я был как настоящий ботаник!!! Они сказали мне спасибо!!!!!
«Международный образовательный сетевой проект ГЛОБАЛЛАБ даёт возможность выйти за рамки школы, района, проводить не только свои исследования, но и почерпнуть здесь много из опыта коллег. Проекты с цифровыми датчиками, предложенные на вашем сайте, позволяют развивать научный тип мышления учащихся, любознательность, познавательную активность, желание узнавать, исследовать, делать открытия! Коллеги, не давайте залёживаться цифровым датчикам в школах (а они есть во многих школах), открывайте заново окружающий мир вместе со своими учениками!»
«Главная особенность платформы ГлобалЛаб, на мой взгляд – доступность для понимания детей и возможность найти для себя действительно «свой проект». Проект, который будит интерес и стимулирует творческую мысль. Возможность соотнести свои полученные данные с данными других участников из разных точек страны помогает почувствовать и реально ощутить свою причастность к общему важному делу, к настоящей научно-исследовательской деятельности. ГлобалЛаб – замечательная идея, оригинальная и доступная всем. Спасибо организаторам платформы за открывающиеся широкие возможности в совместной проектной деятельности с ребятами.»
Важное значение для меня имеет общение с учительским сообществом, консультантами и тьюторами Глобальной школьной лаборатории. У меня был опыт работы на других сайтах, но могу без преувеличения сказать, что такого тесного контакта и такой поддержки я нигде не видела, как в ГлобалЛаб.
Проекты ГлобалЛаб оказывают на детей колоссальное влияние. Так например, на прошлое лето своим ученикам, которые заканчивали первый класс, я дала задание работать в проекте «Дневник читателя». Когда ребята пришли во второй класс после летних каникул, те дети, которые в прошлом году плохо читали, а причиной всегда является нежелание читать, выдали просто великолепный результат. Родители отмечали, что дети читали с огромным желанием и ждали, когда они сядут с родителями заполнять анкету в «Дневнике читателя».
Никаких глобальных открытий мы, конечно, не совершаем, но для себя дети открывают субъективно новые знания, зачастую опережая изучение программного материала или выходя за рамки программного материала. Так что я хочу сказать, что сетевой проект ГлобалЛаб оправдывает все ожидания: он интересный, увлекательный, значимый, познавательный, а самое главное, я не побоюсь этого слова, он живой!
Почти год назад мы познакомились с «Международным образовательным сетевым проектом ГЛОБАЛЛАБ». Мы – это обучающиеся и педагоги МБОУ «Осыпнобугорская СОШ» Приволжского района Астраханской области. Почти сразу стали вникать в работу на этой площадке. Мне, как педагогу, нужно было сначала самой разобраться, а затем объяснить принцип работы обучающимся. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подарить ребёнку искорку знаний, учитель должен впитать море света». И вот это море света мы черпали здесь, на площадке. Нам хотелось познать всё и сразу. От обилия проектов просто глаза разбегались. Моих учеников было не узнать! Проекты на портале очень интересны, понятны и доступны. Нам они просто необходимы! Теперь мы делаем первые шаги в создании собственных проектов. Хочется сказать организаторам и тьюторам площадки огромное спасибо. За оперативность, за знания и так нужную и своевременную помощь. Отдельное спасибо, хочется выразить Злочевской Яне Олеговне. Спасибо вам за терпение, за то, что вы всегда находите время на каждого из нас, за помощь, за любовь и преданность своему делу, за креативные идеи. Портал не стоит на месте, он всегда в развитии. С ним развиваемся и мы.
Мы проанализировали возможности ГлобалЛаб с точки зрения образовательных результатов детей (ФГОС) и выделили следующие компетенции, которые формируются средствами этой платформы: умение анализировать данные; способность обосновывать правильность полученного результата; умение применять на практике полученные знания; умение выполнять исследования, направленные на получение ответов на собственные вопросы; способность выявлять проблемы, ставить задачи и искать пути их решения; компьютерная грамотность и коммуникативная и исследовательская компетентность.
Прогнозируемым эффектом использования платформы ГлобалЛаб является формирование у учащихся компетенций ХХI века – навыков коммуникации, сотрудничества, решения проблем, адаптивности и социальности. Всё это в полной мере возможно реализовать средствами ГлобалЛаб.
О долгосрочных результатах говорить ещё рано, мы только в начале пути. Но некоторые выводы можно сделать. Значимость детских результатов выходит за рамки школы. Приобретённые школьниками навыки творческой, исследовательской и проектной работы могут быть с успехом транслированы в любую другую предметную область, а в последующем и в профессиональную.
В результате работы появились вопросы, на которые ещё предстоит искать ответы. Нужны ли подобные технологии на уроке или они будут эффективны только во внеурочной деятельности? На каких уроках? Как часто? Как оценивать результаты? Можно ли считать это местом для развития профессионализма педагога? Мы считаем перспективным апробирование внедрения ГлобалЛаб в урок и трансформацию с эффективными педагогическими технологиями.
Постоянный педагогический поиск, смена позиции педагога позволяют изменить образовательное пространство для учащихся, решить возрастные проблемы ученика, не ограничивая его общение и самостоятельность, а расширяя его возможности.
Сегодня одним из способов повышения качества образования является деятельностный подход в обучении, ярким примером которого является исследовательская и проектная деятельность, формирующая исследовательскую культуру.
Познакомившись с маршрутами Летней экологической экспедиции, мы увидели преимущества ГлобалЛаб для организации проектно-исследовательской работы профильного экологического отряда летнего лагеря. Появилась необходимость в сотрудничестве разных образовательных учреждений.
Первым положительным опытом сотрудничества и сетевого, и виртуального стал педагогический проект «Профильный экологический отряд Муравей», который мы реализовали благодаря тьюторскому тандему педагогов школ и ЦДТ. «Муравей» активно работал в международной Экспедиции ГлобалЛаб – исследовательском и образовательном летнем проекте для школьников всех возрастов.
При работе на платформе ГлобалЛаб меняются и формы сотрудничества взрослых и детей – они стали партнерами в общем деле. Сетевое сотрудничество проходило на нескольких уровнях: между детьми в отряде, между детьми и взрослыми, внутри города и в рамках открытого образовательного пространства ГлобалЛаб.
Исключительная привлекательность социальных сетей отражает потребность молодых людей в общении со сверстниками, ощущении себя частью группы единомышленников. ГлобалЛаб, используя притягательность социальных сетей, создаёт для школьников специализированное интернет-пространство для научного общения и учёбы. Это повышает мотивацию школьников к познанию, стимулирует их личностное и профессиональное развитие, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
С 17 по 20 ноября прошла VI межтерриториальная конференция «Развитие образовательной системы "Школа ступеней": возможности индивидуализации образовательного процесса».
В ходе Конференции организована работа пленарного заседания, пяти межшкольных семинаров на базе образовательных учреждений, шести круглых столов по определению перспектив индивидуализации образовательного процесса в школах города, подготовлены и проведены открытые уроки в рамках межшкольных семинаров по определению возможностей индивидуализации на уроке.
Мы, как педагоги-тьюторы ГлобалЛаб, провели семинар «Индивидуализация образовательного процесса средствами платформы GlobalLab: рефлексивный анализ опыта работы». Во время практической части учащиеся 5А МБОУ «Школа №2» выступали в роли инструкторов, регистрировали гостей и знакомили с некоторыми возможностями ГлобалЛаб. Эта практика всех поразила, дети показали свои успехи и заинтересовали взрослых (в том числе и профессуру). Теперь наша школа является инновационной площадкой. Спасибо ГлобалЛаб за сотрудничество!
С удовольствием поучаствовала в стоп-кадрах. Группа довольна наблюдениями, я – работой с картами. Анализ всех четырёх стоп-кадров – замечательная иллюстрация общих географических закономерностей распределения температур, циркуляции воздушных масс, образования типов облаков: просто готовое пособие к урокам географии, да ещё и при непосредственном участии в процессе. А отображение результатов на картах – это просто находка.
Как все-таки приятно, нам, взрослым родителям, вдруг неожиданно открывать для себя, осознавать и радоваться, что действительно время не стоит на месте.
Вот я смотрю на своего сына, Ваню, и искренне завидую ему! Ведь в его жизни появилась ГлобалЛаб!
Какие же у школьников теперь появились удивительные и доступные возможности: самим открывать, познавать, обсуждать, исследовать и создавать собственные проекты, в которых будут участвовать и работать сотни, а может быть, и тысячи заинтересованных ребят.
Ещё не прошло и месяца с момента регистрации в проекте, а уже вся наша семья каким-то непонятным образом под руководством Вани исследует просторы Глобальной Лаборатории. Мы уже советуемся, спорим, обсуждаем, листаем энциклопедии, звоним знакомым......
Вот я вдруг и подумала... А если бы в наши школьные 80-е годы у нас была бы ГлобалЛаб??? У нас, у ребят, которые не с наименьшим старанием, часами просиживали в читальных залах библиотек (кстати, не напрасно!!!) и пытались познать мир и найти ответы на поставленные вопросы?
Нам бы тогда ГлобалЛаб!!! Да мы бы сейчас на выходные летали на Марс, гуляли бы по вечерам по такой близкой к нам Луне.
И я уверена, уже бы давно была создана машина времени − мечта любого из нас во все времена.
Я искренне благодарю создателей, инициативных людей, поддерживающих проект и участвующих в нем, за возможность, которую они дали ребятам для развития и совершенствования.
Ведь именно в лабораториях, из простых лаборантов-исследователей, вырастают великие учёные. А наша лаборатория − Глобальная!!!!
Давайте вместе, подведём первые итоги, ну, к примеру, лет через....
И я уверена, нам будет чем гордиться!!!!
«Участие в вебинарах на ГлобалЛаб – это ключевой компонент успешной работы учителя-методиста. Благодаря системе вебинаров мне было легко освоить работу на сайте по организации групп учащихся, по использованию проектов ГлобалЛаб, по созданию собственных проектов. Хотя, попав на сайт впервые в августе 2014, мне было очень сложно ориентироваться и использовать конструктор проектов. Безусловно, со временем человек привыкает и адаптируется в любой среде, но времени у учителя всегда нет. Мне было достаточно нескольких вебинаров, чтобы почувствовать себя на платформе уверенно. Я очень благодарна Яне Олеговне Злочевской за четкую организацию обучающих вебинаров, за поддержку и терпение в работе с каждым участником тренингов. Не думаю, что такая система поддержки участников часто встречается. Теперь уже в роли постоянного пользователя я дорожу методическими вебинарами, которые проводит Яна Олеговна. Хочу отметить высокий научный уровень предоставляемой информации и наличие необходимой для учителя практической части каждого вебинара. Обсуждение актуальных вопросов современной педагогики на платформе ГлобалЛаб сопровождается предложением конкретных методических решений по их реализации на современном уровне. Учитель имеет возможность получить ответ не только на вопрос «Что?», но и на вопрос «Как это сделать?» Система ГлобалЛаб постоянно развивается, поэтому участие учителя в вебинарах – это непременное условие плодотворной работы с учениками в данной образовательной среде.»
«С платформой ГлобалЛаб педагогу не надо объяснять и учить, достаточно создать атмосферу, дать в руки инструмент и зажечь искорку познавательного энтузиазма, и пусть дети наблюдают окружающий мир, ищут себе объект для изучения, видят, как делается наука, пытаются делать науку сами. ГлобалЛаб позволит разбудить задремавший в школьных буднях врождённый исследовательский инстинкт.»
«Виртуальная площадка позволяет всем участникам создавать неограниченное количество своих проектов. В создании проектов огромную помощь оказывают отзывчивые и внимательные тьюторы, как во время вебинаров, так и в «личной переписке». Очень хочется поблагодарить Злочевскую Яну Олеговну, которая всегда очень терпеливо и корректно отвечает на все возникающие у педагогов вопросы, дает компетентные рекомендации и умные советы по созданию проектов.»
«А я радуюсь, когда наше сообщество растет и крепнет, когда постоянно обновляются возможности платформы, когда вебинары открывают нам новые горизонты использования этой платформы, когда наши тьюторы придумывают что-то новое для детей и учителей. Жизнь на портале с каждым днем становится все интереснее и насыщеннее. Огромное спасибо организаторам и тьюторам сообщества! Скажу честно, я очень люблю этот портал и переживаю за него. За год он стал мне просто родным. такого не было ни с одним другим сообществом или соцсетью. Вы знаете какой-то секрет успеха!=)»
«Огромное спасибо за Ваш труд! Вы продвигаете очень значимые для учителей и молодого поколения новшества. Здорово, что есть такая команда, которая работает так многогранно (с учителями, учащимися, группами; через вебинары, курсы, тренинги, семинары, конструктор идей, проекты), всегда тактично, умно, научно направляя нашу деятельность в ногу со временем. Как замечательно, что своё мышление нужно перестраивать и для этого созданы все условия. Второй год сотрудничаем с ГлобалЛаб, планируем новые проекты, участвуем, пытаемся выдвигать идеи. С ГлобалЛаб школьная жизнь намного интереснее.»
«Теперь, подбирая материал к уроку, планируя его, обязательно буду иметь в виду наличие данного конструктора идей. На самом деле, порой у детей возникают очень интересные идеи и вопросы во время уроков, и не нужно будет давать готовые ответы, а при помощи данного конструктора возможно побудить ребенка на самостоятельное исследование и исследование групповое. А с ГлобалЛаб это РЕАЛЬНО!»
«Хочу выразить огромную благодарность всей команде ГлобалЛаб за предоставленную помощь в организации проектно-исследовательской деятельности в нашей школе. Именно благодаря вашему сайту мы активизировали работу в этом направлении. Вовлечение детей в проекты ГлобалЛаб способствовало объединению их в НОУ «ЭВРИКА». Пока мы делаем первые шаги, но видим первые результаты совместной работы с сообществом ребят ГЛ. Ребята, которые представляют на ежегодной НПК «Я – исследователь» результаты исследований, проведенных по проектам ГЛ, получают самую высокую оценку. Желаю вам успешного развития и достижения новых вершин!»
«Когда учительница сына познакомила нас с «ГлобалЛаб», сын с удовольствием погрузился в проект «Летняя экспедиция». Результатом его работы помимо выполненного задания стала серия необычных фантазийных рисунков насекомых. Я, как творческий человек, поддержала творческого человека… и вместе с сыном мы создали цикл «Крылатые, усатые, отряда многолапые». Я поделилась с ГлобалЛаб результатами нашего тандема… и была поражена вниманием и поддержкой, которую оказали нам с сыном сотрудники ГлобалЛаб! Нас не просто похвалили, нам предложили стать авторами проекта, который бы собрал «маленьких ученых» со всей России. Подобного уважения и доверия сыну ещё никто и никогда не оказывал: «Мама! Я – настоящий ученый! У меня свой проект! И ко мне присоединяются другие ребята!»
«Вы – команда Глобаллаб – просто МОЛОДЦЫ! Делаете очень нужную, важную и очень трудоемкую работу. Дети с таким интересом работают над проектами! А для нас, учителей, вы оказываете неоценимую методическую и техническую поддержку...Курсы переподготовки - отдыхают!!! Вам, Яна Олеговна, отдельное СПАСИБО за ваш труд!»
«С ГлобалЛаб вы не только успеете пройти программу по предмету, но ещё и расширите кругозор ребёнка и заинтересуете его учебно-исследовательской деятельностью. Ученик обязательно выполнит домашнее задание, если оно состоит в том, чтобы заполнить Анкету на ГлобалЛаб. Ведь это намного интересней, чем выполнять обычное задание из учебника!»
«Всегда летом стоял вопрос – как уговорить ребёнка хоть немного времени уделять чтению, вообще чему-то полезному. А с ГлобалЛаб всё стало легко – дочка сама находит для себя занятия: то делает проект по литературной географии, то вместе с другими ребятами изучает английские пословицы. Всем своим подругам я порекомендовала зарегистрироваться на сайте ГлобалЛаб, и теперь мы там даже создаём совместные проекты для своих детей»
«Старший сын вместе со своим классом участвует в исследовательских проектах ГлобалЛаб. Незаметно за ним подтянулись и младший, а потом и я. И меня это настолько увлекло, что теперь мы вместе с детьми превратили огород в настоящий научно-экологический центр! Собираем данные об окружающей природе и обмениваемся информацией с другими участниками. Очень полезный и занимательный ресурс для детей, родителей и даже бабушек и дедушек!»