Курс для внеурочной деятельности в начальной школе «Мой край родной»

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Внеурочная деятельность является обязательной частью педагогической работы по реализации ФГОС НОО. Образовательная организация самостоятельно определяет направления внеурочной деятельности, ориентируясь на:

  • особенности собственного функционирования;

  • психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровень успешности в обучении.

К выбору направлений и организации внеурочной деятельности могут привлекаться родители (законные представители).

Исходя из выбранных направлений, формируется перечень реализуемых программ и курсов внеурочной деятельности.

Почему важно изучать родной край в начальной школе

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» в образовательных организациях вводится изучение региональных курсов истории в основной школе.

В начальной школе обязательный курс по данному направлению не предусмотрен. Однако именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для становления и развития личности, формирования её этнической и культурной идентичности, а также эмоциональной восприимчивости к истории родного края.

В этой связи при изучении курса «Окружающий мир» особенно важно использовать материалы, связанные с ранней исторической пропедевтикой на уровне начального общего образования.

Темы исторической направленности и изучение истории того или иного периода мы предлагаем учащимся в курсе «Окружающий мир» в основном только в 4 классе. Однако при знакомстве с историей своей страны важно начинать с близкого и понятного — с рассказа о семье, об обществе, об улице, о городе, о родном крае. Эти понятия становятся частью учебного опыта уже с 1 класса.

Изучение родного края играет важную роль в образовательном процессе, так как способствует:

  • становлению региональной идентичности обучающихся — осознанию своей принадлежности к родному краю и преемственности поколений земляков;

  • формированию российской идентичности — осознанию себя как гражданина России.

Курс «Мой край родной»: формирование идентичности и уважения к культурному наследию

Существенную помощь педагогам в организации изучения учащимися родного края и его истории оказывает курс проектных заданий «Мой край родной», разработанный на цифровой образовательной платформе ГлобалЛаб. Курс включён в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499).

Курс как инструмент реализации ФГОС и воспитательной программы

Курс проектных заданий «Мой край родной»:

  • разработан в соответствии с содержанием Федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир»;

  • ориентирован на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (в соответствии с Федеральной рабочей программой воспитания на уровне начального общего образования).

Цель курса — формирование у младших школьников систематических знаний о родном крае как неотъемлемой части культуры и истории Отечества; воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре и традициям родного края и малой родины; развитие региональной и российской гражданской идентичности в рамках изучения курса «Окружающий мир».

Как устроен курс «Мой край родной»: содержание и распределение по классам

Структура рабочей программы курса «Мой край родной» включает четыре части, каждая из которых соответствует году обучения. В содержании курса для каждого класса выделены два взаимосвязанных раздела, соответствующих содержательным элементам Федеральной рабочей программы по предмету «Окружающий мир»:

  • Человек и общество

  • Человек и природа

(Напомним, что третий блок содержания курса «Окружающий мир» посвящён здоровьесбережению и вопросам личной безопасности, поэтому в структуру курса «Мой край родной» не включён.)

Объём учебного времени, предусмотренного на изучение модуля:

  • в 1 классе — 6 часов;

  • во 2 классе — 8 часов;

  • в 3 и 4 классах — по 9 часов.


Проектные задания курса «Мой край родной» способствуют:

  • формированию систематических знаний о родном крае как части культуры и истории Отечества, воспитанию у младших школьников базовых национальных ценностей;

  • развитию уважения к истории, культуре и традициям родного края и малой родины;

  • формированию ценностного отношения к достижениям своей страны — России: к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым и трудовым подвигам народа через изучение истории своей местности;

  • становлению региональной и российской гражданской идентичности у обучающихся начальной школы;

  • развитию коммуникативных, проектных и учебно-исследовательских умений, а также навыков самостоятельного применения полученных знаний при решении учебных задач;

  • приобретению опыта проектирования исследований, в том числе сетевых и территориально распределённых, с работой в команде и привлечением других участников;

  • развитию навыков публичного выступления и презентации результатов своей работы.

Примеры проектных заданий по классам и содержательным блокам

Примеры проектных заданий курса «Мой край родной»

КлассЧеловек и обществоЧеловек и природа
1 классМоя малая родинаМой дневник наблюдений за погодой
2 классСемейные традицииФенология — наука о сезонных явлениях природы
3 классЭкономика моего краяОзеленение моего района
4 классСубъекты Российской ФедерацииВодные богатства моего края

Рассмотрим проектное задание «Флаги и гербы городов и регионов» из курса «Мой край родной».

Цель задания — найти и представить информацию о гербе и флаге своего региона (области, края, республики) или населённого пункта (города, села). Участникам предлагается также найти предметы с изображением символики (сувениры, элементы одежды, открытки и др.) и организовать выставку или фотовыставку, отражающую визуальную культуру родного края.

На вкладке «Общее» размещено краткое описание проектного задания. Остальные разделы следуют логике выполнения: они представляют собой пошаговый алгоритм, помогающий учащемуся двигаться от постановки задачи к её выполнению и оформлению результатов.

Основные сведения — цель, оборудование и материалы, обоснование задания — всегда остаются в поле зрения, что позволяет соотносить каждый этап работы с замыслом задания.

Самое ценное — это результаты участников, выполнивших задание. Они становятся основой для анализа и обсуждения: можно сравнивать находки, искать общие черты и отличия в символике, делать выводы о культурной идентичности и исторических особенностях разных регионов.

Выполняя проектные задания курса «Мой край родной», учащиеся знакомятся с природными условиями и ландшафтными особенностями своего региона, социальной средой и культурными традициями — всем тем, что окружает ребёнка в процессе взросления и становления личности.

Анализ результатов выполнения проектных заданий позволяет каждому ребёнку буквально увидеть себя на карте России — огромной, многообразной страны. Учащийся осознаёт своё место в пространстве: регион, населённый пункт, улицу, — и на этом фоне формируется целостное представление о родном крае. Кроме того, в процессе работы дети знакомятся с особенностями и историей других регионов, что способствует развитию уважения и интереса к культурному и природному многообразию России.

Курс проектных заданий «Мой край родной» — это целостная и завершённая программа, которая может быть реализована в рамках внеурочной деятельности. Вместе с тем, учитывая организационные особенности школ, курс может быть адаптирован и включён в разные учебные предметы и метапредметные курсы, особенно в начальной школе — при изучении окружающего мира, основ религиозных культур и светской этики, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.

Интеграция заданий курса в учебные предметы и образовательные форматы

Проектные задания курса «Мой край родной» можно гибко встроить в различные предметы учебного плана начальной школы. Они органично сочетаются с содержанием курсов «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология» и др.

Например, проектное задание «История одной улицы» может быть использовано не только на уроках окружающего мира, где дети изучают структуру населённого пункта и знакомятся с его историей, но и на уроках литературного чтения. В рамках разделов, посвящённых малой родине, учащиеся читают стихи и рассказы о родных местах, обсуждают понятия «родина», «дом», «память». В этот контекст естественно вплетается работа с проектным заданием: дети могут рассказать о своей улице, собрать и представить материалы, связанные с её историей, поделиться семейными воспоминаниями.

Таким образом, проектное задание становится мостиком между личным опытом ученика и содержанием учебного предмета, формируя глубокое эмоциональное и смысловое восприятие темы.

Проектное задание «Путешествуем по России» также может быть эффективно использовано в рамках курса «Разговоры о важном». В сценариях занятий этого курса предусмотрен этап постразговора — формат, предполагающий продолжение обсуждаемой темы в различных формах, а также интеграцию с содержанием других учебных предметов.

Именно в этом контексте проектное задание «Путешествуем по России» становится отличным ресурсом: учащиеся могут выбрать регион или населённый пункт, который им интересен, собрать информацию о его достопримечательностях, природных и культурных особенностях, составить собственный маршрут «путешествия», подготовить презентацию или рассказ о своём воображаемом или реальном визите в этот уголок страны.

Такое задание может быть интегрировано и в другие предметы:

  • литературное чтение — через чтение рассказов и стихов о разных регионах России;

  • окружающий мир — через изучение географии и природных объектов страны;

  • технологию — через создание макета маршрута или сувенира;

  • ИЗО — через иллюстрации к своему путешествию.

Таким образом, проектное задание позволяет не только расширить тему занятия, но и сделать её более личностной, исследовательской и творческой.

В демоверсии Всероссийской проверочной работы по предмету «Окружающий мир» вопрос № 10 посвящён теме производства различных продуктов и ресурсов в регионе проживания.

Проектное задание «Хозяйственная деятельность человека» позволяет расширить и углубить эту тему, связав её с личным опытом учащихся. При выполнении задания школьники исследуют, какие виды хозяйственной деятельности характерны для их региона, что производится, какие ресурсы используются и как это влияет на жизнь местного населения. Можно выделить именно те аспекты, которые наиболее важны для экономики конкретного региона, — от сельского хозяйства до промышленности или сферы услуг.

Такое задание не только способствует осмыслению полученных знаний, но и готовит учащихся к успешному выполнению заданий ВПР, развивая исследовательские и аналитические навыки.

Любое из проектных заданий курса «Мой край родной» может быть интегрировано в содержательные блоки учебных предметов — «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика» и другие. Межпредметная направленность проектных заданий делает курс эффективным ресурсом для достижения высоких личностных, метапредметных и предметных результатов.

Проектные задания курса могут быть использованы:

  • при организации внеурочной деятельности (направление: проектно-исследовательская деятельность);

  • как дополнительный материал к предмету «Окружающий мир» — при подготовке к урокам, для самостоятельной работы или в качестве домашнего задания;

  • как инструмент реализации программы воспитания;

  • при использовании альтернативных форм обучения — в дистанционном, «смешанном» или «перевёрнутом» формате.

Использование курса «Мой край родной» — во внеурочной деятельности или при изучении отдельных модулей в рамках курса «Окружающий мир» — позволяет решать ряд важных образовательных задач:

  • создание условий для развития проектных и исследовательских навыков обучающихся;

  • организация ситуаций сотрудничества и совместной деятельности;

  • формирование навыков самостоятельного поиска и анализа информации;

  • интеграция данных, собранных учащимися из разных регионов, на цифровой платформе ГлобалЛаб — результаты становятся доступными всем участникам и создают единое образовательное пространство.

Продолжение курса в основной школе: «Страницы истории нашего края»

Больше узнать о курсе «Мой край родной», ознакомиться с методическими рекомендациями и тематическим планированием вы можете на сайте платформы ГлобалЛаб.

Реализация курса проектных заданий «Мой край родной», начатая в начальной школе, может быть логично продолжена в основной школе через курс «Страницы истории нашего края», предназначенный для учащихся 5–7 классов. Такой преемственный подход позволяет углублять знания о родном крае, развивать исследовательские навыки и формировать устойчивый интерес к истории и культуре своей малой родины.

Исследовать, понимать, гордиться: зачем младшим школьникам знать свой край

Курс проектных заданий «Мой край родной» — это не просто образовательный ресурс, а инструмент формирования живого интереса к родной земле, важная часть воспитания гражданской, региональной и культурной идентичности младших школьников. Он помогает детям взглянуть на привычное с исследовательской точки зрения, научиться ценить богатство своей малой родины и видеть в ней часть большой и многообразной страны. Интеграция курса в учебную и внеурочную деятельность делает процесс обучения содержательным, личностно значимым и по-настоящему увлекательным.