Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как направление внеурочной деятельности

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Современные подходы в образовании младших школьников

Современное образование стремительно меняется, предлагая новые подходы к обучению младших школьников. В 2023 году Министерством просвещения Российской Федерации была утверждена Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО), представляющая собой полный комплект учебно-методической документации. В соответствии с ней сегодня педагоги осуществляют образовательный процесс в начальной школе.

Структура Федеральной образовательной программы

ФОП НОО состоит из трёх разделов:

  • целевого,

  • содержательного,

  • организационного.

Целевой раздел включает планируемые результаты освоения программы, которые трансформируются в систему оценки достижения этих результатов. Для педагога это важные ориентиры: какие личностные, предметные и метапредметные результаты должны быть достигнуты обучающимися к концу 4 класса.

Содержательный раздел включает в себя федеральные рабочие программы по учебным предметам, а также федеральную рабочую программу воспитания, которая тесно связана с планом внеурочной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусмотрена интеграция урочной и внеурочной деятельности, что усиливает эффективность воспитательной работы.

Организационный раздел, помимо других компонентов, содержит план внеурочной деятельности, основанный на:

  • программе воспитания;

  • направлениях образовательной деятельности по реализации рабочих программ;

  • праве образовательной организации на углублённое изучение отдельных предметов.

Направления внеурочной деятельности

В плане внеурочной деятельности ФОП НОО представлены следующие направления:

  • спортивно-оздоровительная деятельность,

  • проектно-исследовательская деятельность,

  • коммуникативная деятельность,

  • художественно-эстетическая и творческая деятельность,

  • формирование информационной культуры,

  • участие в интеллектуальных марафонах,

  • работа в рамках инициативы «Учение с увлечением!».

Зачем нужна проектно-исследовательская деятельность в начальной школе?

Проектно-исследовательская деятельность — одно из направлений внеурочной работы, организуемое как углублённое изучение учебных предметов в процессе совместной работы над проектами. Это не просто дополнительная активность, а мощный инструмент формирования учебной мотивации, развития личных и метапредметных навыков.

Почему это важно?

Проектно-исследовательская деятельность помогает школьникам:

  • развивать навыки поиска и обработки информации;

  • учиться работать в команде, планировать действия и распределять роли;

  • глубже понимать учебные предметы через практическую деятельность и осмысленное применение знаний.

Как было раньше?

Педагоги начальной школы и прежде активно использовали проектные и исследовательские методики в своей практике. Однако до недавнего времени это направление практически не было отражено в нормативных документах. Оно не рассматривалось как обязательное требование к деятельности педагога и образовательной организации, что зачастую приводило к эпизодичности и бессистемности в проведении таких форм работы.

В результате — даже при наличии интересных идей — проектная деятельность не всегда приводила к формированию устойчивых навыков и достижению запланированных образовательных результатов.

Что делать сегодня?

Для того чтобы проектно-исследовательская деятельность стала по-настоящему эффективной, важно подходить к её организации системно:

  • начиная с 1 класса,

  • предлагая учащимся проектные задания, задачи и исследования,

  • выстраивая логичную последовательность от простых наблюдений до самостоятельных мини-исследований,

  • сочетая предметные и межпредметные подходы.

Такой подход позволяет не просто выполнять требования ФОП НОО, но и действительно формировать у младших школьников ключевые компетенции XXI века.

Где педагогу найти материалы для системной организации проектной деятельности?

Реализовать проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе на системной основе поможет цифровая образовательная платформа «ГлобалЛаб».
Платформа предлагает педагогам:

  • готовую систему проектных заданий, соответствующих требованиям ФГОС и возрастным особенностям младших школьников;

  • инструмент для самостоятельного создания заданий — удобный конструктор проектных заданий, который позволяет адаптировать задания под конкретные цели, классы и условия.

Что дальше?

В следующих публикациях мы расскажем:

  • о курсах проектных заданий для внеурочной деятельности,

  • о возможностях конструктора заданий,

  • о том, как использовать проектную деятельность в учебном процессе,

  • как вовлечь младших школьников в наблюдения, исследования и самостоятельную работу,

  • и как проектные задания помогают достигать планируемых результатов ФГОС НОО.

ГлобалЛаб — ваш надёжный помощник!

С платформой ГлобалЛаб вы сможете:

  • системно организовать проектно-исследовательскую деятельность с 1 по 4 класс;

  • легко синхронизировать задания с учебными и воспитательными программами;

  • увлечь детей настоящим исследованием окружающего мира;

  • сэкономить время при подготовке и достичь образовательных результатов без лишних усилий.

Используйте цифровые ресурсы платформы ГлобалЛаб — и проектная деятельность станет естественной и продуктивной частью вашей педагогической практики!