Какими должны быть проектные задания

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Педагоги, осознавая ценность проектно-исследовательской деятельности, понимают, на каком этапе и какое проектное задание необходимо предложить ребёнку для достижения нужного результата.
А как воспринимает это задание сам ребёнок? Он может воспринимать его иначе, и именно поэтому родители часто расценивают проектные задания как некое дополнительное обязательство по отношению к ним, а не к ребёнку.

Этого не произойдёт, если проектно-исследовательская деятельность, организованная педагогом с учащимися начальной школы, будет реализована с учётом возрастных особенностей детей и с опорой на такие компоненты, как:

  • интеллектуальная составляющая,
  • эмоциональная составляющая,
  • рефлексивная составляющая.

Поэтому самостоятельные проекты в 1 классе невозможны! На этом этапе возможны только совместно подготовленные, совместно организованные задания с опорой на алгоритмы выполнения, с ориентирами в выборе, но главное (!) — эмоционально окрашенные и вызывающие интерес у ребёнка проектные задания.

Если предложенное учителем проектное задание не вызывает эмоционального отклика у учащегося, не стоит ожидать, что выполнение задания будет преобразовано в интеллектуальную деятельность и что на этапе рефлексии будет получен планируемый результат. Формально ребёнок, конечно, выполнит это задание, но по-настоящему увлечь проектно-исследовательской деятельностью мы можем только тогда, когда эмоциональная составляющая этого процесса задействована в полном объёме.

Проектные работы, проектные задачи и проектные задания, предлагаемые учащимся, должны быть интересны прежде всего с точки зрения эмоционального восприятия.

Примером одного из таких заданий может служить проектное задание «Лиса Хитрова…», которое можно использовать на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности. Задание будет интересно учащимся любого возраста — всё зависит от уровня их читательского кругозора.

Чем интересно это проектное задание? Читая литературные произведения на уроках литературного чтения, начиная с 1 класса, мы учим детей анализировать поступки героев. Знакомясь с народными (фольклорными) и авторскими литературными сказками, а позже и с баснями, мы часто встречаем лису в качестве главного персонажа. Как правило, лиса изображается как хитрая, льстивая, обманщица, плутовка и т.д. Но всегда ли лиса в сказках обладает именно такими качествами? Есть ли сказки, в которых лиса изображается положительным персонажем: помогает, спасает, выручает? Есть ли сказки, в которых обманывают лису? Всегда ли она выходит победительницей из сюжетного конфликта? Даже учителя начальных классов не всегда сразу могут ответить на эти вопросы.

Если в проектной работе удаётся зафиксировать проблемный вопрос, который затем можно преобразовать в гипотезу (например: у многих народов мира есть сказки про лису, в которых она — не только отрицательный, но и положительный персонаж), и проанализировать его на материале большого количества произведений — педагогу удаётся эмоционально удержать внимание детей и мотивировать их к работе, чтобы затем они перешли к организационной части и представили свои личностно окрашенные результаты.

Примером сказки, в которой лисичка помогает главному герою, может служить произведение Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка», где лисичка помогает героине выбраться из леса.

Такие интересные факты позволяют педагогу заинтересовать учащихся проектно-исследовательской деятельностью.

Это и другие проектные задания, отвечающие указанным требованиям, вы найдёте в серии курсов электронных образовательных ресурсов «ГлобалЛаб для урока», размещённых на цифровой образовательной платформе ГлобалЛаб.
А проектные задания, которые педагог может встроить в образовательную программу уже в текущем месяце, представлены в рубрике «Актуально в этом месяце» на сайте ГлобалЛаб.