Как организовать работу учащихся

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Специфика проектно-исследовательской деятельности, организуемой учителем в разных классах начальной школы, отличается, как и методики работы по решению проектных задач.
В 1 классе учащиеся формулируют цель с помощью педагога, наблюдают за изменениями объекта и во многом осваивают алгоритмы решения проектной задачи в совместной деятельности. Самостоятельность в решении проектных задач появляется на следующих этапах, однако путь к ней начинается с 1 класса. Уже с этого возраста проектная работа органично вписывается в учебный процесс: она представляет собой совокупность действий по изучаемому материалу и подводит к результату — обобщению полученных знаний.

Какие этапы включает работа над проектом (проектным заданием)?

Этап 1. Мотивационный.
Особенности: дети принимают цель как желаемый результат проекта, осознают его значение и общий замысел. Этот этап тесно связан с эмоциональной вовлечённостью.

Этап 2. Подготовительный.
Особенности: формулируются конкретные, последовательно решаемые задачи; обсуждается алгоритм необходимых пошаговых действий.

Этап 3. Информационный.
Особенности: анализируется необходимость поиска новой информации и способов её получения.

Этап 4. Исследовательский.
Особенности: выбираются и применяются методы проведения исследовательской работы — наблюдение, сравнение, проведение опытов, мини-исследования. Этот этап тесно связан с изучаемым материалом.

Этап 5. Оценочный.
Особенности: осуществляется рефлексивная деятельность — оценка полученных результатов, подтверждение или опровержение гипотезы. На этом этапе происходит представление результатов проектной работы.

Соблюдение этих этапов в работе над проектом или проектным заданием необходимо для достижения планируемых образовательных результатов, связанных с проектно-исследовательской деятельностью.

Выбираем инструмент

Педагог сталкивается с важным вопросом: как выбрать подходящий инструментарий для организации такой деятельности? Насколько выбранный инструмент соответствует требованиям педагогической целесообразности и способствует достижению образовательных целей?

Цифровая образовательная платформа ГлобалЛаб, основанная на модели краудсорсинга, отвечает всем перечисленным этапам проектной работы.

Выбирая платформу ГлобалЛаб, педагог минимизирует риски, связанные с организацией проектно-исследовательской деятельности: этапы работы уже «запрограммированы» и структурированы в рамках проектных заданий.
Проектные задания на платформе опираются на современную теоретическую базу формирования проектно-исследовательской деятельности и предполагают последовательное выполнение всех этапов. Учащийся должен пройти каждый шаг по алгоритму, прежде чем получить итоговый результат. Такая алгоритмизация особенно важна при формировании учебных действий в начальной школе.

Проектные задания, которые педагог может встроить в образовательный процесс с учащимися начальной школы уже в текущем месяце, представлены в рубрике «Актуально в этом месяце» на сайте цифровой образовательной платформы ГлобалЛаб.