Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Светлана Исакова Ольга Брындина, руководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

В 2023 году Министерством просвещения была утверждена Федеральная образовательная программа начального общего образования, представляющая собой полный комплект учебно-методической документации, в соответствии с которой в настоящее время учителя организуют образовательный процесс в начальной школе.

Федеральная образовательная программа НОО включает:

  • целевой раздел;
  • содержательный раздел;
  • организационный раздел.

В целевом разделе представлены планируемые результаты освоения ФОП НОО, трансформирующиеся в систему оценки достижений. Для педагога это те ориентиры, которых должны достичь учащиеся к концу 4 класса — личностные, предметные и метапредметные результаты.

В содержательном разделе ФОП НОО представлены федеральные рабочие программы по учебным предметам, а также федеральная рабочая программа воспитания, взаимосвязанная как с учебными предметами, так и с планом внеурочной деятельности, о котором пойдёт речь далее. Стандарт предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся.

В организационном разделе, помимо прочих компонентов, содержится план внеурочной деятельности, в основе которого лежат:

  • программа воспитания;
  • направления образовательной деятельности по реализации рабочих программ;
  • право образовательной организации на углублённое изучение отдельных предметов.

Планом внеурочной деятельности ФОП НОО предусмотрено проведение занятий «Разговоры о важном», а также реализация проектно-исследовательской деятельности как одного из направлений, наряду со следующими:

  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • коммуникативная деятельность;
  • художественно-эстетическая (творческая) деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность как отдельное направление внеурочной деятельности организуется для углублённого изучения учебных предметов в процессе совместной работы над проектами. Она направлена на:

  • изучение новых объектов;
  • получение новых знаний в процессе поиска;
  • обработку и трансформацию информации.

Педагоги начальной школы и ранее активно занимались развитием проектно-исследовательской деятельности у учащихся, однако она практически не была отражена в нормативных документах и не выделялась как отдельное требование к деятельности педагога или образовательной организации. Возможно, с этим были связаны трудности при её системной организации. Такая деятельность часто имела бессистемный, эпизодический характер и, конечно, не могла привести к достижению запланированных результатов.

Для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО необходима системная работа, включающая выполнение проектных работ, проектных задач и заданий как предметной, так и межпредметной направленности с 1 по 4 класс.

Цифровая образовательная платформа ГлобалЛаб предлагает педагогам систему проектных заданий, которые можно синхронизировать с учебной программой школы и индивидуальной программой учителя. Это существенно облегчает организацию проектно-исследовательской деятельности.

Подборки проектных заданий по отдельным предметам, разработанные для каждого класса в соответствии с содержанием ФОП НОО, представлены в серии курсов электронных образовательных ресурсов «ГлобалЛаб для урока».

А проектные задания, которые педагог может включить в образовательную программу уже в текущем месяце, публикуются в рубрике «Актуально в этом месяце» на сайте ГлобалЛаб.

Цифровая образовательная платформа ГлобалЛаб — это инструмент, который помогает встроить проектные задания в организованный учебный процесс.