Проектные задания для начальной школы: какими они должны быть?

  • Ольга Брындина
    Ольга БрындинаРуководитель направления начального образования методического центра ГлобалЛаб

Проектное задание глазами педагога, ребёнка и родителя

Педагоги хорошо понимают, как использовать проектно-исследовательскую деятельность для достижения образовательных результатов. Они осознают, на каком этапе урока или внеурочного занятия и какое проектное задание стоит предложить ученику.

Но как воспринимает такое задание сам ребёнок? Чаще всего — как увлекательную игру, возможность проявить творчество, узнать что-то новое.
А вот родители зачастую видят в проектных заданиях дополнительную нагрузку: приходится помогать, объяснять, контролировать или даже выполнять часть работы за ребёнка. То, что для школьника — исследование, для взрослых становится ещё одной обязанностью.

Как избежать такого перекоса восприятия? Ответ прост: проектное задание должно соответствовать возрастным особенностям ученика и учитывать три ключевые составляющие:

  • интеллектуальную,

  • эмоциональную,

  • рефлексивную.

Почему в первом классе не бывает «самостоятельных» проектов

На первом этапе обучения возможно выполнение лишь совместно подготовленных и совместно организованных заданий. Это задания с опорой на чёткий алгоритм, с понятными ориентирами в выборе действий и, главное — вызывающие эмоциональный отклик.

Если у ребёнка не возникает интереса и внутреннего участия, проектная деятельность становится формальной и не приведёт к формированию ни учебных, ни личностных результатов. Зато эмоционально привлекательное задание с высокой вероятностью вовлечёт учащегося в процесс, сделает его внимательным и активным, а значит, и эффективным с точки зрения обучения.

Какими должны быть задания? Пример — «Лиса Хитрова...»

Проектные задания должны быть:

  • интересными — вызывать отклик и ассоциации;
  • доступными — иметь чёткую структуру и алгоритм выполнения;
  • развивающими — помогать осмысливать полученные знания и рефлексировать над ними.

Одним из примеров такого задания может служить проектное задание «Лиса Хитрова…», подходящее для уроков литературного чтения или внеурочной деятельности.

Почему оно работает?

  • его можно адаптировать под любой возраст;
  • оно обращается к знакомым детям сказкам и персонажам;
  • оно провоцирует аналитический подход: всегда ли лиса — отрицательный персонаж?

Учащиеся учатся видеть нюансы в привычных текстах, формулировать гипотезы, собирать литературные примеры, а затем — делать выводы на основе собранных данных.

Проектное задание становится настоящим читательским исследованием, в ходе которого активизируются и интеллект, и эмоции, и творческая рефлексия. А это и есть ключ к успешной проектной деятельности в начальной школе.

 

Где искать эффективные проектные задания?

Проектные задания, которые отвечают всем перечисленным критериям, вы найдёте в серии курсов «ГлобалЛаб для урока» на цифровой образовательной платформе ГлобалЛаб.

Используя ГлобалЛаб, вы получаете:

  • готовые задания с понятной методической структурой;
  • доступ к результатам других участников;
  • возможность участвовать в масштабных проектах на уровне школы, города, страны.

Начните с заданий, которые уже доказали свою эффективность и в которых есть накопленные данные — это облегчит старт и повысит вовлечённость ваших учеников.

А проектные задания, которые можно включить в образовательную программу уже в этом месяце, размещены в рубрике «Актуально в этом месяце» на сайте ГлобалЛаб.

Проектные задания в начальной школе — это не просто способ закрепления знаний, а путь к развитию личности ребёнка, его самостоятельности, исследовательского интереса и креативности. Когда педагог осознанно подбирает задания, учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, эмоциональный отклик и возможности совместной работы, проектная деятельность становится по-настоящему значимой. Выбирайте задания, которые вдохновляют детей, помогают им открывать новое, задавать вопросы и искать ответы. А платформа ГлобалЛаб всегда рядом — с поддержкой, готовыми материалами и живым сообществом педагогов, увлечённых своим делом.

Другие материалы
  • Структура проектных заданий для начальной школы на платформе ГлобалЛаб