Синхронный экологический стоп-кадр. Апрель: исследуем весну вместе!

  • Яна Злочевская
    Яна ЗлочевскаяВедущий тьютор ГлобалЛаб

Современное образование — это не просто передача знаний, а погружение учеников в живой, исследовательский процесс. Синхронный стоп-кадр в День Земли — отличная возможность объединить наблюдение за природой, работу с реальными данными и глобальный экологический контекст. Этот проект станет настоящим событием для класса, кружка или даже индивидуального участника.

Почему именно апрель?

Апрель — месяц, когда весна вступает в свои права. Повсюду происходит пробуждение природы: зацветают первые цветы, возвращаются перелётные птицы, наблюдаются резкие изменения температуры и влажности. Но что особенно важно — весна приходит в каждый регион по-своему. Где-то уже цветут фруктовые деревья, а где-то только начинает таять снег.

Именно это делает Синхронный стоп-кадр в День Земли уникальным: тысячи участников со всей страны одновременно наблюдают природу, чтобы собрать единую картину её весеннего пробуждения.

Если вы ещё не принимали участие в стоп-кадрах ГлобалЛаб, апрель — отличное время для старта! Конец месяца совпадает с Днём Земли — датой, когда в природе особенно много изменений и примет весны. Именно сейчас ваши наблюдения будут насыщенными, разнообразными и по-настоящему значимыми. Начните с апреля — и убедитесь, как увлекательно исследовать природу вместе с тысячами участников!

Что изучаем?

В рамках апрельского стоп-кадра участники:

  • измеряют температуру воздуха, почвы и влажность;
  • анализируют облачность и осадки;
  • наблюдают за появлением первоцветов, возвращением птиц и активностью насекомых;
  • ведут наблюдения за природными объектами на пришкольной территории или рядом с домом;
  • оформляют свои наблюдения и выводы с помощью виджетов, карт, таблиц, галерей и диаграмм.

Это не просто сбор информации — это настоящая исследовательская работа, которую можно использовать как часть учебной программы, внеурочной деятельности или экологического проекта ко Дню Земли.

Если вы уже участвовали в предыдущих стоп-кадрах этого учебного года, у вас есть отличная возможность перейти на новый уровень: сравнить сезонные изменения природы на своём опытном участке и начать формировать собственный фенологический календарь. Такой календарь будет уникален именно для вашей местности — ведь природа по-разному пробуждается даже в соседних населённых пунктах одного региона. Это важный шаг в изучении сезонных закономерностей и развитие настоящего исследовательского подхода!

Как это связано с учебными предметами?

Глобальный экологический синхронный стоп-кадр построен на междисциплинарной основе. В нём органично объединяются:

  • География — работа с картами, изучение природных условий, климатические наблюдения;
  • Биология — наблюдение за растениями и животными, изучение экосистем;
  • Физика — измерение угла высоты солнца с помощью гномона, анализ солнечного тепла;
  • Математика — расчёты, построение графиков и диаграмм на основе собранных данных;
  • Окружающий мир — работа с живой природой, связь с повседневной жизнью младших школьников.

В методических материалах для учителя, размещённых в каждом из курсов стоп-кадра, подробно указано, как и с какими возрастными группами можно проводить различные исследования. Вы найдёте рекомендации по интеграции заданий в уроки окружающего мира, географии, биологии, физики и других предметов, а также примеры включения в проектную и внеурочную деятельность. Это позволяет легко адаптировать участие в стоп-кадре под цели и уровень подготовки ваших учеников.

Глобальный взгляд

Стоп-кадр приурочен ко Всемирному Дню Матери-Земли (22 апреля). Это день, когда во всём мире вспоминают о важности сохранения окружающей среды. Участие в исследовательской деятельности, направленной на наблюдение за природой, становится настоящим вкладом в общее дело.

«Пусть будут лишь мирными и радостными Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля – планеты Земля…»
— Генеральный секретарь ООН У Тан, 21 марта 1971 г.

Поддержка для учителей

В курсе есть всё необходимое для быстрой и удобной организации работы:

  • подробные методические рекомендации;
  • готовые анкеты для ввода данных;
  • интерактивные виджеты для анализа результатов;
  • инструкция по работе с платформой и визуализацией.

Исследования стоп-кадра можно включать в уроки, использовать во внеурочной деятельности, на занятиях кружков, для индивидуальной исследовательской работы. Он подходит для учащихся начальной, основной и даже старшей школы.

Результаты мартовского стоп-кадра

Давайте посмотрим, какие результаты уже успели получить участники Синхронного мартовского стоп-кадра. На сегодняшний день в курсе зарегистрировано 132 участника, из них 15 человек заполнили исследовательские анкеты в проектных заданиях, что позволяет начать анализ собранных данных и сравнивать наблюдения из разных регионов.

Особенно хочется отметить Елену Прошкину из села Винницы в Ленинградской области, которая вместе со своими учениками приняла активное участие сразу в двух этапах — декабрьском и мартовском стоп-кадре. Такой подход позволяет ребятам не только наблюдать за природой в разные сезоны, но и увидеть, как она изменяется во времени, формируя тем самым собственную научную картину мира.

Абсолютным лидером мартовского Синхронного стоп-кадра стал участник платформы ГлобалЛаб Тимофей К. из Екатеринбурга — он заполнил анкеты во всех проектных заданиях курса, что уже само по себе заслуживает уважения!

Если внимательно рассмотреть его работы, можно заметить, что не все задания удалось выполнить совершенно точно, но для первого опыта участия в экологическом исследовании это абсолютно нормально. Главное — Тимофей проявил настойчивость, интерес к наблюдению за природой и готовность учиться. Именно такие шаги делают школьников настоящими исследователями. 

Иллюстрации к «портрету» выбранного Тимофеем участка Земли наглядно подтверждают: интересные и ценные результаты можно получить даже во дворе собственного дома! Важно не место, а внимание к деталям, наблюдательность и желание понять, как устроен окружающий мир. Именно такой подход превращает обычную прогулку в настоящее экологическое исследование.

Сравниваем декабрь и март

Ребята из села Винницы продолжают развивать свою неожиданную, но очень яркую исследовательскую находку — измерение скорости и направления ветра с помощью воздушного змея. Их метод не только наглядный и увлекательный, но и демонстрирует творческий подход и инженерное мышление. 

Фото 1 Фото 2

Весенний портрет природы

Весенний портрет природы, созданный участником Мартовского синхронного стоп-кадра: наблюдения за облачностью, температурой и первыми признаками пробуждения жизни.

Почему стоит участвовать?

  • Это настоящая наука, доступная каждому школьнику.
  • Это увлекательное обучение через практику и наблюдение.
  • Это возможность быть частью большого сообщества единомышленников.
  • Это экологическое воспитание не в теории, а на практике.
  • Это весенний портрет планеты, созданный вместе с другими участниками!

Присоединяйтесь!

Сделайте уроки яркими, связанными с жизнью и природой. Дайте ученикам почувствовать себя исследователями. Участвуйте в Синхронном экологическом стоп-кадре в апреле — и соберите свой «портрет весны» вместе с тысячами других школьников со всей страны!

Старт: 22 апреля 2025. 

Место: там, где начинается весна — рядом с вами!

Весь период проведения наблюдений в рамках Синхронного стоп-кадра в День Земли — с 19 по 25 апреля 2025 года включительно.

Оформлять результаты, анализировать данные и делать выводы можно до 13 мая 2025 года.

Это даёт достаточно времени, чтобы не спеша завершить работу, обсудить итоги в классе и оформить качественный исследовательский отчёт.

Другие материалы
  • Итоги декабрьского синхронного стоп-кадра 2024 года
  • Участие в глобальных экологических исследованиях