Критерии оценки продукта

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Поле паспорта «Критерии оценки продукта»

Данное поле паспорта содержит список качественных характеристик продукта.

Как правило, это поле заполняется преподавателем при предопределенном продукте, но может быть заполнено учащимися на основе исследования критериев успешности продукта или на этапе создания исполнительной документации.

Дидактическая цель критериев оценки продукта заключается в том, чтобы задать направление и границы работы по созданию продукта или удовлетворить запрос заказчика проекта.

Критерии оценки продукта могут быть выражены в общем виде или быть конкретизированы до уровня спецификации на продукт. Выбор степени детализации этого поля зависит от дидактических целей проекта.

Если в данное поле вносится исходная спецификация (фактически, требования к продукту), то необходимо указывать не только характеристики продукта, но и их значения, позволяющие достичь нужных уровней критериев успешности продукта.

При составлении списка характеристик рекомендуется разбивать их на несколько групп по видам для того, чтобы не упустить важных вопросов, определяющих качество продукта.

Ниже представлен рекомендуемый список аспектов продукта по их видам:

  • Функциональные характеристики
  • Эстетические характеристики
  • Характеристики, учитывающие особенности потребителя
  • Экологические характеристики
  • Безопасность использования
  • Эргономические характеристики
  • Технологические характеристики
  • Материальные характеристики
  • Экономические характеристики

Не обязательно все аспекты должны войти в итоговый список характеристик. Список критериев оценки продукта зависит от специфики проекта и его продукта.

Пример заполнения поля

Электромеханическая игрушка для детей 3–5 лет 

Экологические характеристики

  • В качестве источника энергии используется аккумулятор, а не батарейка.
  • Смазочные материалы механических частей при работе не должны попадать на окружающие предметы (не должны вытекать).

Безопасность

  • В устройстве нет мелких съемных деталей.
  • Все электрические провода убраны внутрь корпуса (невозможен прямой контакт с элементами, проводящими ток).
  • В игрушке нет острых углов.
  • Скорость игрушки ограничена 3 м/мин.
  • При работе не издает громких звуков.

Эргономические характеристики

  • Устройство легко включается и выключается.
  • Игрушка среднего размера (от 5 до 10 см в длину и ширину и от 3 до 5 см в высоту).

Материалы

  • Устройство изготовлено из полимерных материалов.

Процесс производства

  • Корпус устройства и механические детали изготовлены методом печати на 3D-принтере.

 


Электронное пособие по подготовке к индивидуальному проекту 

Функциональные характеристики

  • Продукт должен содержать инструкции и советы по подготовке к проекту.
  • В продукте представлены разделы по всем этапам подготовки проекта:
    • Выбор темы
    • Выбор куратора 
    • Оформление заявки 
    • Подготовка исследования 
    • Подготовка планирования и разработки 
    • Производство продукта 
    • Оценка продукта 
    • Подготовка отчетных материалов 
    • Подготовка к защите
  • В продукте содержатся примеры качественно выполненных работ по всем этапам.
  • Продукт расположен на школьном сайте.
  • Ссылки на продукт размещены на школьном сайте в разделе «Индивидуальный проект».

Эстетические характеристики

  • Каждый раздел продукта находится на отдельной странице.
  • Все страницы продукта имеют поля.
  • Заголовки крупно выделены.
  • Используются неброские цветные фоны для страниц.
  • Каждый раздел иллюстрируется своим логотипом.

Эргономические характеристики

  • Размер шрифта не менее 12 пунктов.
  • Имеется гипертекстовое оглавление.
  • Из каждого раздела есть ссылки на другие разделы.
  • Ссылки на внешние источники информации активны (гипертекстовые ссылки).
  • Размер изображений выбран таким образом, чтобы были видны все значимые детали.

Ориентация на потребителя

  • Материал изложен доступным языком для учащихся 8–9 классов:
    • Материал протезирован.
    • К каждому тезису приведены несколько примеров.
    • Материал является не является переписыванием официальных документов ФГОС, а пересказан с учётом возрастных особенностей адресата.
    • Приведённые примеры связаны с внеурочной или предметной деятельностью учеников 5–8 классов.

Безопасность характеристики

  • Продукт размещён на сайте с возрастным ограничением по содержанию (на котором отсутствуют реклама для взрослых и ссылки на контент только для совершеннолетних)
  • Доступ к продукту ограничен режимом просмотра (только чтение, не скачивание), чтобы предотвратить размещение материала на других ресурсах
  • В продукте отсутствуют ненормативные выражения, грубые слова, неприличные картинки

Процесс производства

  • Продукт реализован в виде сайта, созданного на платформе доступного движка (CMS)

 

Другие материалы
  • Заполняем паспорт проекта
  • Этап «Разработка и планирование»
  • Паспорт проекта