Синхронный экологический стоп-кадр в день летнего солнцестояния

  • Яна Злочевская
    Яна ЗлочевскаяВедущий тьютор ГлобалЛаб

Синхронный экологический стоп-кадр: Летнее солнцестояние

21 июня, в день летнего солнцестояния, участники ГлобалЛаб по традиции создадут коллективный портрет природы — в этот раз летний портрет планеты. Мы вновь объединяем усилия, чтобы одновременно зафиксировать, какой наша Земля бывает в этот особый момент года.

Как и всегда, в фокусе — наблюдение, сбор данных, сопоставление и выводы. В ходе синхронного наблюдения вы сможете не только запечатлеть состояние окружающей среды, но и узнать, как в разных регионах отражаются сезонные изменения.

А про то, насколько сильно могут отличаться условия в разных уголках нашей большой страны в один и тот же день, вы сможете увидеть в результатах апрельского стоп-кадра, о которых мы расскажем далее.

Что такое «синхронный стоп-кадр»?

Если вы ещё никогда не участвовали в стоп-кадрах ГлобалЛаб, мы с удовольствием расскажем, что это такое и кто может принять участие. Возможно, летний стоп-кадр в пришкольном лагере или в семейном формате станет отличной возможностью попробовать наш бесплатный курс и запланировать участие во всей серии стоп-кадров в новом учебном году.

Синхронный экологический стоп-кадр – это серия проектов, которые выполняются в один день — в нашем случае, в день летнего солнцестояния. Цель — одновременно собрать данные о состоянии природы в разных уголках Земли, чтобы потом сопоставить результаты и получить обобщённую картину.

Участвовать могут все:
– школьные классы (целиком или по группам),
– индивидуальные участники,
– кружки и секции,
– семейные команды.

Темы и направления наблюдений

В рамках синхронного стоп-кадра вы можете выбрать одно или несколько исследований, каждое из которых открывает особую грань летнего ландшафта.

Следуя примеру Эратосфена, участники смогут измерить высоту солнца над горизонтом и сравнить данные с другими регионами. Это отличное практическое упражнение по физической географии.

Учащиеся зафиксируют температуру воздуха и почвы, влажность, тип облачности. Сопоставление этих данных покажет, как климатические условия различаются по регионам и как они связаны между собой.

Можно организовать наблюдения за цветением растений, созреванием плодов, поведением птиц: в июне во многих регионах можно увидеть гнездящихся пернатых и их слётков.

Почему это важно?

Такие синхронные наблюдения позволяют:
– исследовать влияние неживой природы на живую,
– заметить закономерности в сезонных явлениях,
– потренироваться в научном мышлении,
– внести реальный вклад в глобальные экологические исследования.

Во многих странах нет густой сети экологических станций — а вот школы есть практически везде. Поэтому даже простые наблюдения могут оказаться важны для понимания глобальных процессов.

Одно или несколько исследований — решать вам!

Вы можете выбрать только обязательные проектные задания или принять участие сразу во всех — они отлично дополняют друг друга. А потом — проанализировать собранные данные, сопоставить с другими регионами, построить диаграммы, сделать выводы и оформить научно-исследовательский мини-отчёт.

Результаты апрельского синхронного стоп-кадра

С 19 по 25 апреля 2025 года проходил весенний синхронный стоп-кадр, приуроченный ко Дню Земли. Участники могли оформить выводы до 13 мая включительно.

На сегодняшний день к курсу присоединились 165 участников, а полноценные исследования выполнили два класса. Да, пока это немного, но географический разброс юных исследователей позволяет уже сейчас говорить о наблюдаемых закономерностях и различиях в природных условиях.

Предлагаем вместе обсудить, что получилось, какие данные удалось собрать и как они могут помочь нам в будущих сезонных наблюдениях.

Наши первые участники — 8 класс из Нижнего Новгорода под руководством учителя географии М.Е. Синягиной. Педагог подошла к делу серьёзно: не только организовала участие класса, но и посетила вебинар ГлобалЛаб, посвящённый стоп-кадру.

Напоминаем, что все вебинары ГлобалЛаб доступны в записи, так что вы можете посмотреть вебинар о синхронном стоп-кадре в любое удобное время — и использовать его при подготовке к участию в следующем учебном году.

Собранные нижегородскими школьниками данные мы сопоставляем с результатами ребят из села Степной Баджей (Красноярский край, Манский район). Там исследование провели учащиеся под руководством своего педагога — Н.А. Жигуновой.

Такой географический охват уже позволяет видеть, насколько по-разному может выглядеть весна в разных регионах нашей страны — и делать первые сравнения.

Вот опытный участок в Красноярском крае.

 

А так в тот же день выглядит природа в Нижнем Новгороде.

Данные наблюдений и измерений

Интересной особенностью этого стоп-кадра стало разнообразие используемого оборудования. Участники из Красноярского края проводили измерения с помощью обычных спиртовых термометров — простых, но надёжных приборов.

А вот в Нижнем Новгороде ребята применили современное лабораторное оборудование Vernier, а именно температурный зонд Go Direct. Это позволило им получить более точные и цифровые данные, а также сразу построить графики изменений температуры.

В синхронном стоп-кадре можно использовать любое доступное оборудование — важно не наличие сложной техники, а внимательность, аккуратность и желание исследовать окружающий мир.

Разница в температурных показателях наглядно демонстрирует, насколько по-разному приходит весна в разных регионах.

В Нижнем Новгороде в день проведения стоп-кадра было +25 °C — настоящая тёплая весна, близкая к лету.
А вот в Степном Баджее (Красноярский край) температура достигала всего +2 °C — весна там едва началась, на участках местами ещё лежал снег.

Такие контрасты делают синхронное наблюдение особенно ценным — благодаря участникам из разных уголков страны мы видим разнообразие природных ритмов, даже в один и тот же день.

Наблюдаем за облаками с фотометром

Одно из направлений наблюдений — оценка облачности. В рамках синхронного стоп-кадра такие наблюдения можно проводить визуально, ориентируясь на шкалу, предложенную в методических материалах. Однако при наличии оборудования возможно использовать и более точные инструменты.

Так, например, нижегородские участники применили в своём исследовании датчик света и цвета Go Direct, что позволило им количественно оценить яркость неба и зафиксировать плотность облачного покрова с научной точностью.

Кроме того, ребятам удалось сделать яркие фотографии птиц, обитающих на их опытном участке. Эти снимки стали прекрасным дополнением к наблюдениям за живой природой и позволили зафиксировать интересные особенности поведения пернатых в весенний период.

Дорогие участники синхронного экологического стоп-кадра!

Совсем скоро, 21 июня, мы вместе проведём уникальное экологическое исследование — летний синхронный стоп-кадр. В этот день мы создадим совместный портрет природы, зафиксировав её состояние в разных уголках нашей планеты. Чтобы ваше участие было максимально результативным, предлагаем придерживаться простой последовательности шагов:

Подготовьтесь заранее:
– выберите проектные задания, в которых будете участвовать;
– внимательно изучите теорию, описание и протоколы;
– скачайте и распечатайте бланки наблюдений;
– распределите роли и задачи в команде.

21 июня выйдите на опытный участок и проведите наблюдения. Зафиксируйте результаты в бланках.

Вернувшись в класс, завершите оформление, дополните измерения (если они требуют времени), сделайте фото или сканы заполненных бланков.

Заполните анкеты всех проектных заданий, в которых вы участвовали, и подведите собственные итоги наблюдений.

Проанализируйте общие данные, заполните формы выводов и бланк итоговых выводов.

Перенесите выводы в анкету и форму итогового проектного задания стоп-кадра.

Каждый ваш шаг помогает создать точную, масштабную и живую картину состояния природы в день летнего солнцестояния. Ваши данные важны не только для анализа в классе — они могут стать вкладом в серьёзную экологическую работу!

Удачи вам, внимательности и вдохновения!

Присоединяйтесь!

Глобальный синхронный стоп-кадр — это способ по-новому взглянуть на окружающий мир, почувствовать свою причастность к научному исследованию и стать частью большого экологического сообщества.

Пусть 21 июня станет днём, когда мы вместе взглянем на нашу планету — и узнаем о ней больше.

Другие материалы
  • Итоги декабрьского синхронного стоп-кадра 2024 года
  • Участие в глобальных экологических исследованиях
  • Синхронный экологический стоп-кадр. Апрель: исследуем весну вместе!