Анализ подобных продуктов

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Этот этап относится к этапу «Исследование» обобщённого проектного цикла и предназначен для уточнения цели.

На этом этапе производится изучение продуктов, подобных выбранному в проекте и указанному в цели. На основе личных ресурсов производится уточнение формулировки цели: указывается не тип продукта, а конкретный продукт (возможно сужение проблемы или выбор другого продукта).

Ключевые вопросы этапа:

  • Что конкретно я могу сделать для решения проблемы?
  • Какой продукт решит проблему?

Возможные цифровые артефакты:

  • документ «Анализ подобных продуктов»,
  • заполнение или уточнение поля паспорта «Цель проекта».

Поиск и анализ существующих решений позволяет понять, какими характеристиками должен обладать продукт проекта: какой функционал пользуется популярностью и его стоит включить в свой продукт, а какого функционала не хватает и его необходимо добавить. Фактически, на этом этапе анализируется существующий опыт и на его анализе планируется новое решение, актуальное с точки зрения проблемы проекта,в частности:

  • Помогает определить потребности пользователей.
  • Узнать, что работает хорошо, а что нет в других решениях.
  • Сэкономить время и ресурсы: не повторять чужие ошибки и строить на основе успешных решений.
  • Использовать лучшие практики и избежать неудачных решений.

Анализ подобных продуктов проводится исходя из цели проекта. Это позволяет сосредоточиться на наиболее актуальных характеристиках и избежать избыточного анализа. Помимо основных, рекомендуется также изучить дополнительные характеристики, которые не сильно увеличивают ресурсоёмкость, но могут улучшить функциональность проекта. Важно учитывать и сопутствующие характеристики, необходимые для продукта, но которые могут потенциально ухудшить его качество.

Комплексное рассмотрение этих характеристик позволяет сделать обоснованные выводы о функциональности продукта и сформировать критерии его успешности.

Для участников с небольшим опытом рекомендуется проводить анализ в формате групповой поисковой беседы, опираясь на заранее отобранные продукты. Более опытным специалистам подойдет самостоятельная работа.

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


Содержание
  • Пример задания на анализ подобных продуктов
  • Пример выполнения для социального проекта
  • Пример выполнения для технического проекта

Пример задания на анализ подобных продуктов

Проведите сравнительный анализ подобных продуктов:

  • Укажите цель проекта.
  • Найдите не менее трёх аналогичных продуктов выбранному вами, зафиксируйте ссылку на описание каждого продукта, дайте краткое описание источнику.
  • Выпишите функциональные характеристики для каждого продукта.
  • Распределите характеристики по трём группам:
    • актуальные — определяющие качество продукта в соотвествии с целью проекта,
    • дополнительные — не принципиально улучшающие качество продукта,
    • сопутствующие — ухудшающие качество продукта, но необходимые для его реализации.
  • Составьте таблицу сравнения отобранных продуктов по выбранным характеристикам.
  • Отберите характеристики и их значения для вашего проекта.

 

Пример выполнения для социального проекта

Цель: «Постановка спектакля с 5 классом для сплочения коллектива»

Подобные продукты

  • Школьный театр «Пигмалион» школы №45 г. Рязани
    URL:
    http://school43-rzn.ru/en/country/dopobr/theatre.html

    На сайте представлены описания и фотографии пяти спектаклей школьной театральной студии.
  • Школьный театр средней школы № 4 г. Искитима
    URL:
    https://s4isk.edusite.ru/p52aa1.html

    На сайте представлены описание школьной театральной студии и даны ссылки на множество видео-записей школьных спектаклей.
  • XX Театральный фестиваль ДЮО «Остров Сокровищ»
    URL:
    http://wiki.vostrove.ru/index.php?title=XX_Театральный_фестиваль

    На сайте даны описание, фотографии и видео-записи 14 спектаклей школьного театрального фестиваля.

Характеристики продуктов

Так как проблема моего проекта — это сплочение коллектива, то для моего спектакля будет важно, чтобы спектакль был массовым, а для этого он должен быть интересным для 5-тиклассников и чтобы в нем было много взаимодействий.

Актуальные

  • Массовость
  • Тема спектакля
  • Взаимодействие актёров

Дополнительные

  • Костюмы и декорации
  • Программка и афиша

Сопутствующие

  • Один возраст/Разные возраста
  • Музыкальность
  • Длительность
  • Профессиональный режиссёр

После просмотра материалов разных спектаклей выяснилось, что многие задачи по постановке спектакля могут делать сами дети: писать песни, делать декорации, программки и афишу, потому эти характеристики также были внесены в список. 

 

 

Пигмалион

Театр 4 школы
г. Искитима

Остров Сокровищ

Массовость

10-20 человек

На сцене 1–3 человека

10–15 человек

Тема спектаклей

Классика

Сказки

Сказки

Взаимодействие актёров

Сложно оценить без видео-записей, но есть много массовых сцен

Мало массовых сцен, актеры почти не взаимодействуют

Много массовых сцен, актеры много взаимодействуют между собой

Костюмы и декорации

Ощущение, что профессиональные

Очень простые, не изготавливают, а подбирают

У большинства спектаклей средней школы делают сами участники, в начальной школе — родители или режиссер

Программки и афиши

Нет

Сделаны по одному шаблону

В начальной школе отсутствуют, в средней школе сделаны детьми

Возраст

Старшеклассники, разновозрастной коллектив

В основном, начальная школа, но есть и спектакли со средними школьниками

Спектакли по классам
с 3 по 7-й

Музыкальность

Невозможно определить

Много фоновой музыки

Много музыкальных спектаклей, в некоторых песни пишут и ставят танцы сами участники

Длительность

Невозможно определить

10–20 мин

15–30 мин.

Режиссер

Руководитель театра

Руководитель студии

В начальной школе — руководитель студии, в средней школе — старшеклассники

Актуальные характеристики для проекта

В соотвествии с целью проекта спектакль должен быть массовым и по количеству ролей и по делам вокруг спектакля (костюмы, декорации, песни, программка, афиша), чтобы весь или почти весь класс смог принять участие в работе над ним.

В качестве темы, судя по возрасту, лучше выбрать сказку, но не классическую, известную всем, а какую-нибудь оригинальную.

Спектакль должен быть ярким, красочным и музыкальным. Предполагаемая длительность не более получаса, так как для 5-классников, это оптимальное время.

  • Массовость: 15 человек в спектакле и еще 10 человек по подготовке к спектаклю.
  • Тема: Оригинальная сказка.
  • Взаимодействие актёров: много массовых сцен, много групповых танцев.
  • Костюмы и декорации: яркие, сделанные детьми (может быть при помощи взрослых, но не только взрослыми).
  • Программки и афиша: яркие, сделанные детьми (можно провести конкурс на лучшие афишу или программку).
  • Музыкальность: много песен и танцев.
  • Длительность: около 30 мин.

 

Пример выполнения для технического проекта

Цель проекта

Создать простой task tracker для знакомства детей с технологией управления проектами и управления групповыми проектами в начальной школе.

Подобные продукты

  • WEEEK
    URL:
    https://startpack.ru/application/weeek

    Платформа командной работы для ведения и контроля нескольких проектов или направлений деятельности одновременно в одном месте, включающая 5 сервисов: Задачи, База знаний, CRM, Пользователи и Аналитика. Подходит командам небольшого и среднего размера на пересечении сфер маркетинга, разработки, дизайна, запуска продуктов, производства, HR, образования и др. Входит в Единый реестр российских программ. Управление проектом осуществляется с помощью доски планирования.
  • Todoist
    URL:
    https://todoist.com/ru/features

    To-Do List – список задач, который выполняют в конкретный срок или по приоритету. Список составляют на бумаге, в ежедневнике, в компьютерной программе или в специальном приложении на смартфоне. Список может включать разные типы дел – работу, учебу, покупки и семью. При этом каждая цель разбивается на подзадачи для эффективного управления временем. To-Do List – инструмент, который помогает структурировать задачи, устанавливать приоритеты, контролировать выполнение дел. Управление проектом осуществляется с помощью списка задач.
  • Trello
    URL:
    https://startpack.ru/application/fog-trello

    Инструмент для командной работы, управления проектами и увеличения личной продуктивности. Трелло позволяет работать над проектами как индивидуально, так и в команде. Также инструмент даёт возможность подключить к работе над задачами и проектом сторонних исполнителей. Проект в Трелло — отдельная доска, на которой в разных колонках размещаются карточки. Столбцы могут отображать статус задач, находящихся в них, как на канбан-доске или быть определённой сущностью. Карточки имеют множество возможностей. Они предназначены для обсуждений, голосований, загрузки файлов и данных. Есть возможность задавать дедлайны, назначать текстовые и цветовые метки. Чтобы к любой задаче присвоить исполнителя, необходимо в карточке выбрать его из списка вашей рабочей команды или просто справа перетащить на задачу аватар исполнителя. Все участники команды видят изменения в реальном времени и могут наблюдать состояния отдельных исполнителей — онлайн или офлайн.

Характеристики продуктов

Все представленные продукты достаточно сложные для использования детьми, имеющими множество функций, в том числе, актуальных для проекта, то есть достаточных для управления проектом с учениками начальной школы — создавать и управлять задачами проекта, видеть расписание и занятость школьников в проекте. Все представленные продукты имеют версии для компьютера, гаджетов и для работы через web, что актуально с точки зрения проекта, так как для учеников начальной школы могут возникнуть проблемы с разницей интерфейсов при установке на различные устройства. Все представленные продуты имеют платную и бесплатную с ограничениями версии.

Актуальные характеристики

  • Стоимость.
  • Наличие бесплатной версии.
  • Web-версия.
  • Визуализация в виде доски планирования.
  • Язык интерфейса — русский.
  • Возможность создавать и управлять задачами.

Дополнительные характеристики

  • Визуализация в виде диаграмм Ганта.
  • Возможность настраивать интерфейс.
  • Наличие контекстных подсказок и/или системы onboarding-а.

Сравнение продуктов

Характеристики

WEEEK

Todoist

Trello

Стоимость

Три плана подписки:
Lite — $2,5/мес.

Pro — $4,5/мес.

Business — $5/мес.

Два плана подписки:
Pro — $5/мес.

Business — $8/мес.

Три плана подписки:
Standart — $5/мес.

Premium — $10/мес.

Enterprices — $17,5/ мес.

Бесплатная версия

+

+

+

Доска планирования

+

+

+

Русский интерфейс

+

+

–

Web-версия

+

+

+

Управление задачами

Создание, назначения исполнителям, изменения статусов, уведомления об изменении статуса

Создание, назначения исполнителям, изменения статусов, уведомления об изменении статуса

Создание, назначения исполнителям, изменения статусов, уведомления об изменении статуса

Расписание и занятость

Диаграмма Ганта

Режимы: сегодня, неделя, месяц

–

Настройка интерфейса

Можно менять цвет, но нельзя менять размер

–

Можно менять цвет, но нельзя менять размер

Легкость освоения

Контекстные подсказки, Onboarding

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации

Анализ подобных продуктов

Все представленные продукты имеют в своём составе доску планирования с возможностями: создания задач, назначения задач исполнителям, изменения статусов задач, уведомления об изменении статуса задач исполнителям. Также, все имеют бесплатную версию  и версию для сетевой работы. Для визуализации расписания и занятости предназначены диаграмма Ганта и статусы по дням. Возможность настраивать интерфейс присутствует только в виде изменения цветов задач. Для информационной поддержки пользователей в основном, используется инструкция по эксплуатации в видео описаний и видео-роликов и в случае WEEEK контекстные подсказки и onboarding. 

Исходя из целей проекта в продукте должны быть использованы только базовые функции, должна быть возможность адаптировать интерфейс для учеников начальной школы, продукт должен быть на русском языке в бесплатной версии.

Актуальные для проекта характеристики

  • Стоимость: бесплатно.
  • Платформа: web.
  • Управление проектом: доска планирования.
  • Возможности доски планирования: 
    • Создание задач.
    • Назначение задач исполнителям.
    • Изменение статуса задач.
    • Уведомления исполнителям об изменении задач.
  • Интерфейс: русский.
  • Визуализация расписания: диаграмма Ганта.
  • Настройка интерфейса: изменение цвета и размера доски и задач.
  • Лёгкость освоения: наличие видео-инструкций по эксплуатации различных функций.

 

Другие материалы
  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Что такое проект?
  • Какой инструмент выбрать для проектов?