Анализ личных ресурсов

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Этот этап является учебным и относится к этапу «Исследование» обобщённого проектного цикла. Он предназначен для оценки учащимся своих знаний и навыков, необходимых для реализации проекта.

На этом этапе учащийся не только определяет, какие знания и навыки ему необходимы для успешной реализации проекта, но и описывает, где и как они были получены, а также где и как можно получить недостающие.

Ключевые вопросы этапа:

  • Что я знаю и умею для решения проблемы?
  • Чему мне надо научиться, чтобы решить проблему?

Возможные цифровые артефакты: документ «Знания и навыки, необходимые для проекта».

Анализ личных ресурсов играет ключевую роль в учебной проектной деятельности, так как помогает проектантам осознать свои сильные стороны и возможности для решения поставленных задач.

На этом этапе учащиеся:

  • Оценивают свои знания и навыки, которые могут быть полезны в проекте, что способствует уверенности в своих силах.
  • Оценивают доступные материалы, технологии, поддержку преподавателей, а также время и пространство для работы над проектом.
  • Определяют пробелы в знаниях, что помогает школьникам понять, какие навыки или информацию им нужно освоить для успешного завершения проекта.
  • Анализируют необходимость привлечения дополнительных ресурсов, таких как консультации экспертов или работа в команде с одноклассниками.
  • Формулируют конкретные шаги и действия, которые помогут им продвигаться к цели проекта.
  • Примерно определяют конечный результат проекта, который помогает им сосредоточиться на достижении конкретной цели.

Таким образом, анализ личных ресурсов способствует более структурированному подходу к проектной деятельности, развивает критическое мышление и самостоятельность у школьников.

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


Содержание
  • Пример задания на анализ личных ресурсов
  • Пример выполнения задания

Пример задания на анализ личных ресурсов

На основе проблемы проекта и вариантов её решения проанализируйте личные ресурсы и сделайте вывод о предпочтительном продукте. Ответьте на следующие вопросы:

  • Что я знаю и умею для решения проблемы? Какие у меня есть ресурсы для этого?
  • Чему мне надо научиться, чтобы решить проблему? Чего мне не хватает, но я могу это восполнить для решения проблемы?
  • Что конкретно я могу сделать для решения проблемы? Какой продукт решит проблему?

 

Пример выполнения задания

Проблема: Низкий интерес учащихся к урокам.

Возможные варианты решения проблемы в нашей школе:

  • Создание игр по тематике уроков.
  • Создание лабораторий.
  • Проведение серии профориентационных встреч.
  • Изменение структуры обучения для создания индивидуальных учебных планов.

Имеющиеся личные ресурсы

  • Создание игр по тематике уроков
    Я люблю играть и придумывать игры. У меня есть опыт участия и создания ролевых игр. Для создания настольных игр потребуются канцелярские товары. Для создания ролевых компьютер и принтер, а также мастера для проведения. Все материальные ресурсы у меня есть. Среди знакомых есть несколько человек, которых я могу привлечь для проведения игр. Для реализации продукта в виде игры у меня есть организационные и коммуникативные навыки.
  • Создание лабораторий
    Я выполнял лабораторные работы. Опыта создания лабораторий у меня нет. Для реализации продукта в виде лабораторий у меня есть организационные навыки и хорошие знания по нескольким предметам (биологии, информатике, химии).
  • Проведение серии профориентационных встреч
    У меня есть опыт организации внеурочных занятий и много знакомых выпускников, учащихся в разных вузах, которых можно привлечь для проведения встреч. Контактов среди профессионалов у меня нет. Для реализации продукта в виде профориентации у меня есть организационные и коммуникативные навыки.
  • Изменение структуры обучения для создания индивидуальных учебных планов
    Я не представляю, что нужно предпринять, для создания индивидуальных учебных планов и мне потребуется время для изучения этого вопроса. Для реализации продукта в виде индивидуальных учебных планов у меня есть организационные и исследовательские навыки.

Недостающие ресурсы

  • Создание игр по тематике уроков
    Я не умею создавать дидактические игры. Учитывая мой опыт в создании обычных игр мне потребуется изучение специфики дидактических игр.
  • Создание лабораторий
    Для создания лабораторий потребуются значительные материальные ресурсы. Для их привлечения возможно провести краудфандинговый проект. Также необходимо изучить как создаются лабораторные занятия и разработать план их проведения. Для этого потребуются консультации с учителями и изучение педагогической литературы.
  • Проведение серии профориентационных встреч
    Мне необходимо познакомиться с профессионалами из разных областей и заинтересовать их участием в профориентационных встречах. Изучить опыт и формы проведения таких встреч.
  • Изменение структуры обучения для создания индивидуальных учебных планов
    Необходимо изучить опыт школ перешедших на индивидуальные учебные планы.

Продукт проекта

В результате анализа своих ресурсов и предпочтений я решил остановиться на разработке сюжетно-ролевой игры по биологии для 5–7 классов. Данный продукт не сможет решить проблему полностью, но внесёт вклад в её решение, так как я опубликую свою разработку и желающие смогут её использовать на укорах биологии и во внеурочной деятельности.

 

Другие материалы
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты
  • Критерии оценивания проекта по навыкам
  • Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла