Этап «Исследование»

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Исследование — первый этап обобщённого проектного цикла, посвященной анализу проблемы проекта.

Ключевой вопрос этапа: Насколько выбранная проблема актуальна и какой продукт способен её решить?

В ходе исследования изучается тематика проекта, анализируются причины возникновения проблемы и её последствия для целевой аудитории.

В результате, появляется возможность четко сформулировать цель проекта, установив связь между проблемой и конкретным решением (продуктом).

Итогом этапа становится документ с результатами исследования, который дает ответ на ключевой вопрос.

Данный этап представляет собой расширенную версию этапа инициализации проекта, используемого в управлении проектами.

При необходимости углубленного изучения отдельных аспектов или отработки проектных навыков, этап исследования может быть разделен на несколько последовательных подэтапов:

  • Планирование исследования
  • Анализ источников информации
  • Исследование актуальности проблемы
  • Поиск путей решения проблемы
  • Постановка цели
  • Анализ личных ресурсов
  • Анализ подобных продуктов

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу   |   К первому этапу исследования  >>


 

Содержание
  • Пример задания на этап
  • Пример выполения

Пример задания на этап

 

  • Укажите основную тему, вокруг которой будет строиться проект.
  • Сформулируйте и опишите проблему, которую вы собираетесь решить в рамках проекта.
  • Определите социального адресата проблемы: укажите, кто именно затронут данной проблемой и кому будет адресован ваш проект.
  • Опишите личный интерес в работе над данным проектом.
  • Докажите актуальность проблемы на основе источников информации.
  • Приведите примеры существующих решений.
  • Сформулируйте продукт проекта на основе существующих решений.
  • Сформулируйте цель проекта.

 

Пример выполения

 

Темой моего проекта я выбрала разработку дидактической игры по биологии.

Выбор темы был обусловлен небольшим количеством подобных разработок, доступных в сети, что затрудняет проведение таких игр заинтересованными преподавателями — в этом и стоит проблема моего проекта.

Проект направлен на удовлетворение потребностей учителей биологии средней и старшей школы в готовых игровых разработках, желающих сделать процесс преподавания более живым и интересным.

Опрос учителей нашей школы показал, что 5% из них самостоятельно разрабатывают дидактические игры, 19% используют готовые разработки, а 67% хотели бы применять такие игры, но не могут найти подходящие по тематике [1].

Разработка дидактических игр — это долгий и сложный процесс, требующий от учителей много времени. Наличие готовых разработок позволит сэкономить время и силы учителей и поможет ученикам в освоении предметных тем.

Я принимала участие во множестве ролевых игр, включая дидактические. Участие в таких играх, особенно по истории и биологии, всегда поднимало мой интерес к темам и помогало разобраться в них. В будущем я планирую стать медиком, поэтому тематика игры мне близка и интересна. Моя заинтересованность заключается в совмещении моих предметных интересов с игровыми формами.

В настоящее время игровое обучение становится всё более популярным [2]. Это связано с тем, что игровые формы лучше повышают мотивацию к обучению и способствуют лучшему пониманию материала, ведь игра — это естественное состояние ребенка. Это подтверждают специалисты в области игрового образования: доктор педагогических наук Борис Викторович Куприянов утверждает: «Игровые формы помогают повысить мотивацию, вовлечённость в процесс и активность, но это не совсем учебная активность» [3]. Кандидат психологических наук Леонид Михайлович Проценко добавляет: «В игре происходит либо моделирование процесса изучаемого материала, либо манипулирование предметом изучения. Игра позволяет задействовать эмоциональную сферу. Объяснение материала давно признано одним из наименее эффективных способов обучения» [4].

Игровое обучение известно с древних времён [5]. Например, в древних Афинах в школах проводились соревнования по изучаемым предметам; потешный полк Петра I также использовался для обучения будущих военных через игровые действия. Однако игровые формы достаточно сложны и не получили массового распространения.

Тем не менее, в последнее время они становятся всё более популярными из-за увеличения объёма знаний, которые необходимо усвоить школьникам; это приводит к повышению нагрузки и снижению мотивации к обучению [6]. Одной из форм игрового обучения являются дидактические игры — это такие игры, которые позволяют детям учиться через запланированные действия учителя. У них есть правила, структура и дидактическая цель — то есть то, что необходимо изучить из предмета в процессе игры [7].

Существует множество различных форм дидактических игр: настольные (например, «Теплое море», «Картограф» [8]), словесные (например, «Города»), ролевые (например, «Динозавры», «Пионеры космоса» [9]), сюжетно-ролевые (или игры живого действия) (например, «Меч в камне», «Эмиграция» [9]), книги-игры (например, «Подземелья Чёрного замка» [8]) и конкурсы (брейн-ринг или «Своя игра»), которые могут быть как словесными, так и настольными.

Наиболее сложными из них являются ролевые и сюжетно-ролевые игры*. Поэтому их количество в сети ограничено и большинство из них платные. Кроме того, многие из этих игр не связаны с учебными предметами и направлены на развитие общечеловеческих навыков: ответственности, взаимодействия и умения работать в команде. Борис Викторович Куприянов считает: «…игры в современных привычных форматах более подходят для внеурочной деятельности; классно-урочная система слишком дробит пространство-время образования» [4]. Игры же его разработки — такие как «Яхта», «Диалог культур», «Хоббитские игры» — именно таковы.

Однако ролевые игры являются наиболее эффективными [12], так как в них ребенок проживает игровые действия; он не только запоминает информацию во время увлекательной деятельности, но также приобретает полезные навыки. В других типах игр игра служит лишь для мотивации; сами игровые действия аналогичны темам урока (например: ответить на вопрос на брейн-ринге или посчитать пример в настольной игре). В ролевых играх обучение происходит не только через задания — сама игра способствует обучению незаметно для ребенка. Например, в сюжетно-ролевой игре «1917» [13] дети запоминают исторические даты и политические партии не ради победы над заданием, а потому что они погружаются в игровой мир.

В настоящее время существует достаточно большое количество дидактических игр; однако большинство из них рассчитано на дошкольников или учеников начальной школы.

  • Примеры сайтов с такими играми включают:
  • Международный образовательный портал Maam.ru [16]
  • Методический багаж воспитателя (блог Татьяны Сухих) [17]
  • Существуют также ролевые игры для подростков:
  • МетодВики для вожатых «Летний лагерь» [18]
  • Островопедия [9]

Но дидактических ролевых игр по конкретным предметам практически нет.

После часа поисков я нашла лишь два источника:

  • Островопедия [15]
  • Педагогические методики для подростков [19]

При этом на первом сайте представлено всего шесть игр по биологии; на втором — две по истории и одна межпредметная игра наряду с одной по биологии. Таким образом, если учитель захочет провести сюжетно-ролевую игру по какой-либо теме своего предмета, он чаще всего будет вынужден разрабатывать её самостоятельно из-за отсутствия готовых вариантов.

Мой опыт поиска дидактических ролевых игр можно считать экспериментом по измерению времени, которое потратит учитель на такие поиски. Возможно, я нашла далеко не всё; однако другой человек окажется в аналогичной ситуации и потратит примерно столько же времени.

Таким образом можно сделать вывод о существовании проблемы доступности разработок дидактических ролевых игр. В качестве доказательства этой проблемы я хочу привести не только свои поиски в интернете, но также традицию нашей школы проводить зимний экологический лагерь с дидактической ролевой игрой по биологии или экологии. Все эти игры были разработаны нашими учителями и старшеклассниками из-за отсутствия аналогичных материалов.

Я провела поиск по каждой из тех игр, что представлены на нашем сайте [16], но не нашла ни одной подобной (хотя встречались игры с похожими названиями; они были настольными или словесными).

Таким образом я считаю, что разработка дидактической игры поможет устранить этот недостаток и внесёт вклад в решение проблемы.

Продукт проекта: Разработка дидактической сюжетно-ролевой игры для подростков на биологическую тематику.

Цель проекта: Создать и опубликовать в сети разработку дидактической сюжетно-ролевой игры для подростков на биологическую тематику с целью увеличения количества доступных разработок таких игр для данной возрастной группы.


* В ролевых играх есть набор правил и полная свобода игроков в рамках этих правил, ролевые установки игроков (в том числе личные цели), процесс и финал такой игры не предсказуем, а сюжетно-ролевые игры имеют сюжет, то есть внешние для игроков события, которые приводят игру к запланированному финалу. Иначе их называют несценарные и сценарные ролевые игры. [10]


Библиография

  1. Опрос учителей ГБОУ Школы №45 имени Л.И. Мильграма (21 человек), 19.09.2018
  2. Игровое обучение — Википедия [Электронный ресурс] — URL: 
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение
    , 17.10.2018
  3. Игровое обучение — Академик [Электронный ресурс] — URL: 
    https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24387
    , 17.10.2018
  4. По материалам интервью с Б.В. Куприяновым, 23.09.2018
  5. По материалам интервью с Л.М. Проценко, 23.09.2018
  6. Н.Е. Бархинцева. Игровая деятельность в обучении — Первое сентября [Электронный ресурс] — URL: 
    http://открытыйурок.рф/статьи//500198
    , 17.10.2018
  7. Игровое обучение — Википедия [Электронный ресурс] — URL: 
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактические_игры
    , 17.10.2018
  8. Мы — разработчики обучающих игр — Mosaicum [Электронный ресурс] — URL: 
    http://mosaicum.ru/games
    , 18.10.2018
  9. Ролевые игры — Островопедия [Электронный ресурс] — URL: 
    http://wiki.vostrove.ru/index.php?title=Категория:Ролевые_игры
    , 18.10.2018
  10. В.В. Лебедев. Ролевые игры — Сайт ДЮО «Остров Сокровищ» [Электронный ресурс] — URL: 
    http://vostrove.ru/metodics/podhod/graph/graph.htm
    , 18.10.2018
  11. Б.В. Куприянов, О.М. Миновская, Л.С. Ручко. Ролевая игра в загородном лагере — М.: Владос, 2010 — 263 с.
  12. И. В. Чумакова, Г. Р. Гадельшина. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста — Научный журнал «Молодой учитель» [Электронный ресурс] — URL: 
    https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10767/
    , 20.10.2018
  13. Ролевая игра «1917» — Островопедия [Электронный ресурс] — URL: 
    http://wiki.vostrove.ru/index.php?title=1917
    , 20.10.2018
  14. И. В. Чумакова, Г. Р. Гадельшина. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста — Научный журнал «Молодой учитель» [Электронный ресурс] — URL: 
    https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/
    , 20.10.2018
  15. Экологические игры — Островопедия [Электронный ресурс] — URL: 
    http://wiki.vostrove.ru/index.php?title=Категория:Экологические_игры
    , 29.10.2018
  16. Дидактические игры — Международный образовательный портал Maam.ru [Электронный ресурс] — URL: 
    https://www.maam.ru/obrazovanie/didakticheskie-igry
    , 29.10.2018
  17. Картотека сюжетно-ролевых игр: как упорядочить развивающую деятельность в детском саду? — Т. Сухих. Методический багаж воспитателя [Электронный ресурс] — URL: 
    https://metodbv.ru/kartoteka-syuzhetno-rolevyh-igr/
    , 29.10.2018
  18. Ролевые игры — МетодВики для вожатых «Летний лагерь» [Электронный ресурс] — URL: 
    https://summercamp.ru/index.php?title=Служебная%20Поиск&search=ролевые+игры
    , 29.10.2018
  19. Ролевые игры — Педагогические методики для подростков [Электронный ресурс] — URL: 
    http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/materials/?cat=18
    , 29.10.2018

 

Другие материалы
  • Что такое проектный цикл и управление проектом?