Организация проектной деятельности. Кадровая проблема

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Кадровая проблема

Решение кадрового вопроса является одной из самых насущных проблем для руководителя образовательной организации. Без ответов на вопросы: кто, когда и как сопровождает проекты, организация проектной деятельности как долговременной и надёжно работающей системы в учебном учреждении просто невозможна.

Разные виды проектов требуют разных усилий по их сопровождению.

Учебные проекты, реализуемые в рамках предметов, как правило, планируются и проводятся самим преподавателем. Однако разработка и проведение даже одного проекта с учебной группой — это большой труд. Эффективность подготовки таких проектов повышается, если разработкой занимается предметная кафедра, а результаты разработки сохраняются в базе данных кафедры или всего учебного учреждения. То же касается и междисциплинарных проектов. Такой подход позволяет создать систему проектной деятельности, которая учитывает как равномерность нагрузки на учащихся, так и планомерность развития их навыков.

Существование рабочих групп педагогов по разработке плана учебных проектов и базы данных разработок проектов — основа системного подхода для организации проектной деятельности!

Для поддержки внеурочных проектов требуется система кураторов и протоколы поддержки ученических инициатив.

При получении задания на обязательный проект или самостоятельной инициации проекта учащийся должен точно знать, у кого он может получить помощь: кто станет куратором его проекта, где и как запросить ресурсы.

Функции куратора проекта

  • Помощь в поиске экспертов по теме проекта и организация связи с ними.
  • Организация доступа проектантов в необходимые им лаборатории, мастерские, классы и залы.
  • Иногда помощь в связи с администрацией по решению финансовых и материально-технических вопросов проекта.
  • Консультирование по этапам проекта.
  • Контроль (при необходимости) процесса работы над проектом.

Для реализации такого подхода, во-первых, служба кураторов должна существовать,
во-вторых, требуется система подготовки кураторов для того, чтобы они обладали нужной квалификацией, в-третьих, должны быть определены объёмы ресурсов, выделяемых на проекты, и правила доступа к ним.

И, конечно, для успеха необходимо, чтобы в организации проектная деятельность была социально одобряемым поведением!

Всё это — непростые задачи, стоящие перед руководителем учебного учреждения.

Основные задачи руководителя

Итак, ещё раз перечислим, что необходимо предпринять для разработки системы проектной деятельности.

  • Организация методической работы предметных объединений или кафедр по разработке содержания проектов: подготовки установочной информации и разработки детализированных заданий.
  • Создание общедоступной базы проектов: как примеров удачно реализованных, так и разработок, которые можно использовать в учебном процессе.
  • Организация коллективного планирования проектов на учебный год: какие проходят в рамках предметов, а какие относятся к междисциплинарным, сколько их будет в пересчёте на одного учащегося, кто и как будет их поддерживать из педагогического коллектива.
  • Создание службы кураторов для поддержки свободных инициатив учащихся и плановых проектов.
  • Обучение кураторов грамотному ведению и поддержке проектов.
  • Создание благоприятного информационного поля вокруг проектной деятельности.

Читайте также:

  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе: методическое планирование деятельности
  • Классификация проектов
  • Как учителю выбрать тему проекта?
  • Какой инструмент выбрать?