Как учителю выбрать тему проекта?

Виталий Лебедев,
методолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

С чего начинается проект?

Проектное обучение уже прочно вошло в программы многих школ и вузов.
С тех пор перед учителем стоит один из самых важных и, пожалуй, сложных вопросов: как выбрать тему проекта так, чтобы его реализация увлекла учащихся, но при этом способствовала достижению учебных целей?

Ведь именно от ответа на этот вопрос зависит успешность как самого проекта, так и организации учебного процесса в целом. Если вспомнить определение проекта как продукта, решающего проблему при ограниченных ресурсах, то основные подходы к выбору темы напрашиваются сами собой.

Обратимся к опыту — лучшие педагогические практики

Проще всего идти от продукта! Если внимательно изучить учебную программу, то наверняка в той или иной теме можно найти то, что было бы интересно ребятам сделать. Классическим примером, знакомым, пожалуй, каждому, является гербарий.
Но и в других предметах таких примеров достаточно:

  • Time-line эпохи в истории;
  • макеты или прототипы устройств в физике;
  • тренажёр заданий по информатике;
  • альбом рисунков на уроках МХК или рисования;
  • сборник самостоятельно написанных сказок или историй в литературе и родном языке;
  • оформленный материал для изучения темы в виде плаката, презентации или другого наглядного пособия.

Выбор продуктов ограничивается только фантазией учителя!

В процессе создания учащиеся не только осваивают или закрепляют знания, но и взаимодействуют в команде, планируют, исследуют...

Сложности выбора темы — как организовать учебный процесс?

Чтобы продукт не превратился в поделку, а стал действительно результатом успешного проекта, необходимо продумать проблему, которую он решает. Совсем не обязательно, чтобы она была очень серьёзной и глубокой — достаточно, чтобы ученики понимали, что их работа кому-то нужна, кому-то помогает, делает чью-то жизнь лучше.

Для чего мы делаем учебное пособие по математике?
Чтобы ребятам младших классов было проще освоить эту тему!

А макет устройства по физике?
Чтобы те, кому сложно понять теорию через законы и формулы, могли наглядно увидеть их воплощение в реальной жизни.

Ну а книга сказок, написанных на уроках литературы, кому может понадобиться?
Прежде всего родным — родителям, бабушкам и дедушкам, которые наверняка захотят сохранить творчество своего ребёнка на память!

Коротко о главном — инициация проекта

Проблематику проекта и его продукт необходимо определить на самых ранних этапах.
Это можно сделать в виде брифа, подробно описав суть, или обсудить с учащимися прямо на уроке. Важно, чтобы связь между продуктом и проблемой стала основным двигателем их деятельности.

Итак, повторим основные шаги:

  • Ищем в программе предмета потенциально возможные продукты.
  • Определяем и описываем проблемы, которые они могут решать.
  • Описываем или обсуждаем с учениками связь проблемы и продукта.
  • Формулируем задание на проект.

Где искать вдохновения?

Списков тем школьных проектов в интернете огромное количество, однако далеко не все из них были реализованы, а некоторые являются фантазиями авторов.

Большое количество идей, которые были неоднократно воплощены в жизнь школьниками, собрано в библиотеке ГлобалЛаб как примеры успешных практик по обмену опытом. Однако стоит помнить, что любые методические материалы — лишь точка опоры, лишь старт для настоящего творчества учителя и ученика!

Если же вы уже опытный преподаватель, реализовавший со своими подопечными не один проект и готовый к более глубокому погружению в проектную деятельность, то стоит присмотреться к конструктору проектов «Среда управления проектами и исследованиями» — инструменту проектного менеджмента, разработанному специально для образовательных нужд.

Читайте также:

  • Что такое проект?
  • Что такое проектный цикл и управление проектом?