Проект — что стоит за термином

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

В предыдущей публикации под названием «Что такое проект?» мы разобрали само понятие «проект», дали ему определение и изучили его базовые элементы.

Теперь же наша задача углубиться дальше и рассмотреть сущностные характеристики проекта, выявить истоки их возникновения и попытаться объяснить, почему именно эти признаки стали определяющими в понимании природы проекта, отдельно остановившись на потенциальном значении этих характеристик для процесса образования.

Содержание
  • Смысловое содержание понятия «проект»
  • Три аспекта проектной деятельности в образовании

Смысловое содержание понятия «проект»

Прежде всего рассмотрим этимологию слова «проект». Термин «проект» восходит к латинскому слову projectus — «брошенный вперед», образованного от префикса pro, означающего «ради кого-то», и глагола jacere — «бросать»1. Следовательно, буквальное значение слова подразумевает движение (рывок) вперёд в интересах определенного субъекта.

Данное толкование подчеркивает основополагающую черту любого проекта: он представляет собой целенаправленное действие, ориентированное на разрешение определенной проблемы. Подтверждение этому мы находим и в истории становления стартапов, первоначально они рассматривались как способ выявления неудовлетворенной общественной потребности и последующего её устранения. Фактически речь идёт о последовательном процессе обнаружения проблемы и её разрешения.

С другой стороны, согласно стандартам проектного менеджмента, проект определяется как система мероприятий, направленных на создание нового продукта или услуги в ограниченных временных и финансовых рамках2.

Обе формулировки не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, раскрывая проект как целенаправленное действие по созданию продукта, решающего определенную проблему в заданных ресурсных рамках.

Теория управления проектами выделяет важные черты проектной деятельности: продуктивность и ресурсные ограничения, включая временной фактор. Под продуктивностью подразумевают итоговый продукт проекта, при этом сам продукт рассматривается исключительно в контексте решения обозначенной проблемы. Ресурсные ограничения определяют условия реализации проекта, а временные рамки задают чёткую временную границу завершения проекта, по достижении которой и оценивается степень достижения цели проекта.

Именно по указанным причинам большинство процессов длительного характера, например работа школ, издание периодической газеты или усовершенствование ИТ-решения, не квалифицируются как проекты, поскольку используют продуктовый, а не проектный подход, хотя и сочетающий в себе разнообразные методики и приёмы проектной деятельности.

Также, как и создание нового продукта, даже если это акция или событие, не является проектом, если этот продукт не решает предварительно определённую проблему какого-то социума, хотя в создании такого продукта могут быть использованы отдельные этапы проектного цикла и некоторые проектные методики.

 

Три аспекта проектной деятельности в образовании

Многоаспектность проектной деятельности создает условия для решения различных образовательных задач посредством концентрации внимания на определенных сторонах проекта:

  • Можно рассматривать проект с точки зрения проблемы. Данный подход позволяет развивать широкий спектр исследовательских навыков и навыков социального мышления.
  • Можно сосредоточиться на продуктовой составляющей проекта, осваивая технологические циклы конкретных сфер деятельности и методы тестирования продукта.
  • Можно уделить особое внимание правильной организации процесса, развивая навыки планирования и самоорганизации.

Подобное распределение подходов расширяет возможности применения проектного метода в образовательном процессе. Вместе с тем необходимо осознавать, что эффективность проекта достигается лишь при условии интеграции всех перечисленных элементов в единый процесс.

Для полного раскрытия образовательного потенциала каждого элемента удобно использовать систему вопросов, позволяющих выстраивать учебную программу с целью формирования проектного мышления учеников:

  • Вопросы проблемы
    • Что приведёт к решению проблемы?
    • Как решить проблему?
  • Вопросы процесса
    • Что получится в рещультате процесса?
    • Приведёт ли процесс к решению проблемы?
  • Вопросы продукта
    • Каким образом содать продукт?
    • Может ли разработанный продукт решить проблему проекта?

Эффективность проекта (как с точки зрения результатов, так и приобретаемых навыков) обеспечивается единством взаимодействия Проблемы, Процесса и Продукта. Однако  логика учебной деятельности часто толкает преподавателей на декомпозицию единого процесса: отдельно отрабатываются методы планирования, технологии производства продукта, доказательства актуальности проблемы и так далее.

Такой подход влечет возникновение ряда дидактических сложностей:

  • Ориентация только на процесс — обучение алгоритмам и техникам работы без учёта решаемых проблем и конечного продукта.
  • Ориентация только на продукт без связи продукта с проблемой и без внимания к процессу проектирования и производства.
  • Отсутствие связи с жизнью (продукт создаётся ради самого продукта, процесс — ради процесса).
  • Отсутствие ориентации на социальные нужды потребителя.

То есть происходит так называемое «запредмечивание»: проектная деятельность обретает самодостаточность, утрачивая всякую связь с другими дисциплинами и окружающей действительностью.

Во избежание указанных проблем важно постоянно держать в памяти мысль о целостности проекта, ведь овладение отдельными умениями и навыками, хотя и необходимое, но недостаточное условие для осуществления полноценной проектной деятельности.


1. Проект. Википедия. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/проект#Этимология

2. Проектный менеджмент. Национальный стандарт Российской Федереции.
    ГОСТ Р 54869-2011. URL: https://www.isopm.ru/download/gost-54869.pdf



К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Оценивание проекта
  • Место проектной деятельности в образовательном процессе
  • Разница между проектом и исследованием