Организация проектной деятельности. Классификация проектов

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Классификация проектов

Существует множество классификаторов проектов: по типу продукта, по масштабу, по протяжённости, по массовости…

Но мы предлагаем вам остановиться на методическом классификаторе, позволяющем определить масштабы и организационные формы деятельности, классификаторе по количеству участников и по времени работы над проектом. Данный классификатор поможет руководителю учебного заведения грамотно спланировать и организовать развитие проектной деятельности у себя в организации.

Типы проектов по времени реализации

  • Урочные — когда вся работа над проектом происходит во время учебных занятий.
  • Внеурочные — когда работа и взаимодействие с куратором вынесены за сетку плановых занятий.
  • Комбинированные — когда работа над проектом идёт вне занятий, а обсуждение общих этапов и консультирование по специфике тем проектов происходит во время занятий.

Типы проектов по количеству участников

  • Групповые — где ответственность за результат несут несколько человек, и возможно разделение на роли внутри проектной команды.
  • Индивидуальные — где все этапы реализуются одним человеком с персональной ответственностью за результат.

Методический классификатор

Учебный проект

Такие проекты удобны для освоения или закрепления учебных тем и позволяют в реальной деятельности изучить и применить полученные знания. Как правило, такие проекты выполняются учащимися индивидуально, но возможно разделение класса или группы на проектные команды.

Междисциплинарный проект

Такие проекты охватывают сразу несколько дисциплин, реализуются с помощью преподавателей разных предметов и позволяют формировать и проверять компетенции учащихся в реальной среде деятельности.

Реальный проект

Такие проекты решают реальные, пусть и не очень сложные, проблемы путём создания уникальных продуктов. Иногда этот вид проектов называют социальным, так как в результате решается проблема определённого социума, однако это не означает, что продуктом такого проекта не может стать инженерная разработка, изделие или компьютерная программа. Чаще всего такие проекты реализуются группами во внеурочной деятельности.

Безусловно, любой реальный или междисциплинарный проект является учебным, а любой реальный проект может быть междисциплинарным. Приведённый нами классификатор лишь подчёркивает существенные характеристики проектов для удобства планирования проектной деятельности.

Обязательность или добровольность проектов?

Самая простая для реализации форма — обязательные учебные проекты. Однако возможны и другие формы обязательных проектов, например, учащийся должен выполнить минимум один реальный проект самостоятельно и принять участие в работе нескольких проектных команд. Или учащийся может выбрать себе определённое количество учебных проектов. Успешность учащегося оценивается по совокупности реализованных им проектов.

Необязательные или добровольные проекты — те, которые учащиеся реализуют самостоятельно или в проектной команде по собственной инициативе. Учебная эффективность таких проектов выше, чем у учебных и междисциплинарных, однако она не гарантирует освоения всего запланированного учебного материала. Для реализации добровольных проектов требуется система поддержки учебных инициатив со стороны администрации и педагогического состава организации.

В тех организациях, где проектная деятельность практикуется давно, используют и добровольные, и обязательные проекты.

Выбор темы проекта — главная проблема преподавателей

В рамках учебных проектов тематику, как правило, предлагает преподаватель, составляя список возможных тем, потенциально реализующих дидактические цели какой-либо учебной дисциплины. Однако возможны и другие варианты:

  • Одна тема на всех — учащиеся создают разные продукты, решающие одну проблему.
    Используется для учебных и междисциплинарных проектов. Легко контролируются процесс и результат. Один куратор может сопровождать до 60 проектов одновременно, особенно если они реализуются во время занятий.

  • Свободный выбор тем с ограничениями по проблематике проекта и типу продукта
    Также удобен для учебных и междисциплинарных проектов, но требует большего внимания куратора к деятельности учащихся. Группа кураторов разных предметов способна сопровождать 20–40 таких проектов одновременно.

  • Полностью свободный выбор темы
    Свободный выбор характерен для реальных проектов и требует индивидуального подхода куратора к каждому проекту. На практике один куратор способен качественно курировать не более 3–5 проектов одновременно.

Очевидно, что выбор типа темы проекта определяет и зависит от возможностей кадрового обеспечения такой деятельности.

Читайте также:

  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе: методическое планирование деятельности
  • Кадровая проблема
  • Как учителю выбрать тему проекта?
  • Какой инструмент выбрать для проекта?