Зачем учителю проекты?

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

 

Реализация проектной или исследовательской деятельности — дело непростое, оно требует значительных затрат времени и энергии, а результаты порой не очевидны сразу. Несмотря на это, существуют весомые аргументы в их пользу.

 

Результаты использования проектов и исследований в учебной практике

  • Расширение спектра отношений «ученик-учитель»

    Проектная деятельность трансформирует отношения между учеником и учителем, выходя за рамки традиционной модели «учитель-ученик» и создавая новые формы сотрудничества.

  • Создание дополнительных условий для роста учащегося

    Проекты и исследования способствуют развитию ключевых навыков (критическое мышление, решение проблем, коммуникация, креативность) и личностных качеств (ответственность, инициативность, самостоятельность).

  • Понимание применимости знаний и повышение мотивации

    Учащиеся осознают практическую ценность школьных знаний, видят их применение в реальных ситуациях, что повышает их мотивацию к обучению и предмету в целом.

  • Формирование учебных запросов

    Проектная деятельность стимулирует учащихся к самостоятельному поиску знаний, необходимых для реализации проекта или исследования, что повышает их вовлеченность в учебный процесс.

  • Углубленное освоение материала

    Систематическое развитие проектных навыков в среднем звене школы позволяет учащимся более эффективно и глубоко осваивать предметное содержание в старших классах.

  • Активное вовлечение в учебный процесс

    Проектная деятельность – это активная форма работы, стимулирующая коммуникацию, командную работу и удовлетворение от достижения видимого результата, что способствует повышению вовлеченности учащихся.

  • Развитие социальных навыков и формирование личности

    Регулярное участие в проектной деятельности способствует развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде, слушать и понимать других, аргументировать свою точку зрения, формируя гармоничную и разносторонне развитую личность учащегося.

  • Реализация требований ФГОС

    Проектная и исследовательская деятельность позволяет успешно реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) за счет использования разнообразных дидактических подходов и активных методов обучения.

Проекты, уроки и экзамены

Но как все эти достоинства связаны с непосредственной работой преподавателя? Какую роль играют проекты и исследования при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ? Ведь любой серьезный проект или научное исследование (даже учебное) требует много сил и времени как от преподавателя на подготовку, так и от учащихся на реализацию. А это время, как кажется, отнимается от подготовки к экзаменам.

На этот вопрос нет однозначного ответа. Подготовка к экзаменам, безусловно, конкурирует с реализацией проектов и исследований, особенно в предэкзаменационный период. В такой ситуации большинство опытных преподавателей посоветовали бы не начинать проектную деятельность, если у учеников нет соответствующего опыта. Однако, если такой опыт имеется, он становится отличным фундаментом для успешной подготовки к любым экзаменам.

  • Самостоятельность 
  • Ответственность 
  • Умение учиться 
  • Критическое мышление 
  • Организованность 

Это далеко не полный список личностных характеристик, которые формируются у ученика в процессе проектной и исследовательской деятельности и от наличия которых напрямую зависит успешность подготовки к экзаменам. В статье «Образование будущего: социальные навыки через проекты» представлен обширный перечень навыков, развиваемых в проектной работе.

Легко заметить, что, хотя развитие перечисленных навыков напрямую не связано с решением конкретных экзаменационных заданий, они делают саму подготовку к экзаменам гораздо более эффективной.

Кроме того, рано или поздно, в соответствии со стандартами образования, школьникам предстоит выполнить индивидуальный проект, и без предварительного опыта участия в проектной или исследовательской деятельности справиться с этим будет чрезвычайно трудно.

 

 

 


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Что такое проект?
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Реализация субъект-субъектного подхода через проекты
  • Разница между проектом и исследованием