Разница между проектом и исследованием

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Проектная и исследовательская деятельность взаимосвязаны. Любой полноценный проект содержит элементы исследования, а исследование, в свою очередь, может быть реализовано в рамках проекта. Несмотря на это, они являются разными видами деятельности, преследующими разные цели и приводящими к разным результатам.

Чтобы лучше понять разницу между ними, рассмотрим их с точки зрения настоящего и будущего.

Содержание
  • Проект
  • Исследование
  • Проект и Исследование
  • Примеры тем проектов, исследований и учебных заданий
  • Читайте также

Проект

Проект начинается с проблемы, существующей в настоящем. Решение этой проблемы — это желаемое будущее, которое должно наступить в результате реализации проекта. Проект всегда конкретен. Необходимо чётко определить, что именно не устраивает в текущей ситуации и что должно измениться в процессе проекта, чтобы достичь желаемого будущего.

Например, если не все учащиеся успевают пообедать в отведённое время, это является проблемой. Результатом проекта должна стать ситуация, когда все учащиеся успевают поесть.

Связь между текущей ситуацией и желаемым результатом и есть предмет проектирования. Проектирование, по сути, отвечает на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы желаемое будущее стало реальностью, то есть чтобы проблема была решена?».

Именно поэтому определение проекта звучит как целенаправленная деятельность по созданию продукта, приводящего к решению проблемы в условиях ресурсных ограничений.

Исследование

Исследование, как нетрудно догадаться, происходит от слова «след». Это поиск следов в настоящем и прошлом, так как в будущем следов ещё нет. Зачем же искать эти следы? Говоря проще, чтобы что-то найти. Приступая к поиску, мы не можем быть уверены в конечном результате. Результат исследования всегда непредсказуем. Даже если мы делаем предположение о том, что хотим найти, нет гарантии, что мы найдём именно это. Как говорится, шли по подтаявшим следам тигра, а встретили медведя.

В науке предположение о предмете поиска называют гипотезой. Результатом исследования становится либо подтверждение, либо опровержение этой гипотезы. Исследования проводят для того, чтобы узнать то, что на данный момент неизвестно. При этом неважно, подтвердилась гипотеза или нет, в любом случае получено новое знание.

Таким образом, можно дать следующее определение исследованию: исследование — это поиск нового знания. 

Важно отметить, что новое знание само по себе не имеет практической ценности. Его ценность заключается в том, что теперь человечество знает больше, чем раньше, то есть это научное знание. В отличие от проекта, где ценность и значимость заложены в цели изначально.

Проект и Исследование

В обобщении ещё раз подчеркнём: отправной точкой исследования является вопрос, а итогом — новое знание. Проект же начинается с проблемы и завершается созданием нового продукта.

Процессы, связывающие начальные точки с результатами, также различаются и называются соответственно проектным и исследовательским циклами. Детализация этих циклов может отличаться в зависимости от конкретного вида проекта или исследования, но в общем виде они выглядят следующим образом:

Проектный цикл:

  • Исследование проблемы
  • Планирование решения
  • Создание продукта
  • Анализ проекта

Исследовательский цикл:

  • Постановка проблемы и выдвижение гипотезы
  • Разработка методов проверки гипотезы
  • Получение данных
  • Интерпретация данных
  • Обобщение и вывод о подтверждении или опровержении гипотезы

Примеры тем проектов, исследований и учебных заданий

Стоит отметить, что не всякое учебное задание является проектом или исследованием. Для лучшего понимания разницы рассмотрим примеры проектов, исследований и учебных заданий по нескольким предметным областям.

Это сравнение поможет наглядно показать различия между ними.

Проект

Исследование

Учебное задание

Тема: «Альтернативные источники энергии»

Разработка солнечной панели питания школьных звонков для уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Выяснить сколько электроэнергии можно сэкономить при использовании солнечной батареи для питания системы школьных звонков?

Рассчитать КПД солнечной батареи.

Тема: «Загрязнение природных водоемов»

Создать разработку устройства очистки сточных вод школьной столовой.

Выяснить химический состав сточных вод школьной столовой.

Составить рейтинговый список тяжелых металлов по степени их вреда для природы.

Тема: «Вёрстка»

Разработать рекламную продукцию для привлечения зрителей на спектакли Театрального фестиваля школы.

Выяснить какие характеристики печатной продукции влияют на интерес зрителя к спектаклям Театрального фестиваля?

Сверстать театральную программку (афишу, брошюру).

Тема: «Теорема Пифагора»

Создать плакат для помощи ученикам 8 классов в освоении темы «Пифагора».

Где теорема Пифагора используется в реальных жизненных ситуациях?

Доказать теорему Пифагора.

Читайте также

  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты