Каким мы хотим видеть нашего выпускника?
Каковы те люди, в обществе которых мы хотим жить, а главное — чтобы в их обществе жили наши дети?
Многие согласятся, что если человек ответственный, честный, неравнодушный, внимательный и заботливый, много чего умеет, знает и многим интересуется, активный, социально ориентированный, коммуникабельный, думающий, значит, он получил хорошее образование.
И, в общем и целом, вопрос построения желаемого будущего сводится к вопросу об образовании.
Но как понять, насколько человек ответственен или социален, внимателен или общителен? Как замерить те характеристики, которые присущи хорошо образованному человеку?
Можно проводить бесконечные тесты, устраивать множество экзаменов, но так и не получить чёткого ответа на поставленный вопрос: ни тесты, ни экзамены не позволяют проявить указанных качеств. Они проявляются только в деятельности!
- Дети, без помощи взрослых выпускающие газету или ведущие электронное СМИ, не уступающее по качеству вполне взрослым изданиям.
- Старшеклассники, ставящие для ребят младшего возраста спектакли — да такие, что интересны далеко не только родителям актёров.
- Дети, инициирующие и проводящие благотворительные акции.
- Дети, способные не просто собраться и пообщаться, но и прийти к единому решению без конфликтов, сформулировать и распределить роли и задачи в совместной деятельности.
- Ученики, создающие реально работающие устройства, используемые в школе, пишущие программы, помогающие обучать других детей.
- Дети, способные коллективно разработать ролевую игру или организовать краудфандинговый проект для выпуска ими же свёрстанной книжки с литературными произведениями других школьников.
И самое главное — дети, которые делают всё это, так сказать, по велению души, а не потому, что им дали задание или поставят за это отметку. Нарисованная картина хотя и выглядит несколько фантастической, но тем не менее она вполне реальна. И, рассматривая эту картину, уже становится возможным сказать, насколько Вася ответственен, а Петя — неравнодушен, насколько эрудирована Маша, а Лиза — культурна и общительна.