Образование будущего: социальные навыки через проекты

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Каким мы хотим видеть нашего выпускника?

Каковы те люди, в обществе которых мы хотим жить, а главное — чтобы в их обществе жили наши дети?

Многие согласятся, что если человек ответственный, честный, неравнодушный, внимательный и заботливый, много чего умеет, знает и многим интересуется, активный, социально ориентированный, коммуникабельный, думающий, значит, он получил хорошее образование.

И, в общем и целом, вопрос построения желаемого будущего сводится к вопросу об образовании.

Но как понять, насколько человек ответственен или социален, внимателен или общителен? Как замерить те характеристики, которые присущи хорошо образованному человеку?

Можно проводить бесконечные тесты, устраивать множество экзаменов, но так и не получить чёткого ответа на поставленный вопрос: ни тесты, ни экзамены не позволяют проявить указанных качеств. Они проявляются только в деятельности!

  • Дети, без помощи взрослых выпускающие газету или ведущие электронное СМИ, не уступающее по качеству вполне взрослым изданиям.
  • Старшеклассники, ставящие для ребят младшего возраста спектакли — да такие, что интересны далеко не только родителям актёров.
  • Дети, инициирующие и проводящие благотворительные акции.
  • Дети, способные не просто собраться и пообщаться, но и прийти к единому решению без конфликтов, сформулировать и распределить роли и задачи в совместной деятельности.
  • Ученики, создающие реально работающие устройства, используемые в школе, пишущие программы, помогающие обучать других детей.
  • Дети, способные коллективно разработать ролевую игру или организовать краудфандинговый проект для выпуска ими же свёрстанной книжки с литературными произведениями других школьников.

И самое главное — дети, которые делают всё это, так сказать, по велению души, а не потому, что им дали задание или поставят за это отметку. Нарисованная картина хотя и выглядит несколько фантастической, но тем не менее она вполне реальна. И, рассматривая эту картину, уже становится возможным сказать, насколько Вася ответственен, а Петя — неравнодушен, насколько эрудирована Маша, а Лиза — культурна и общительна.

Проекты — естественный путь к реальной практике

Одним из видов человеческой деятельности, позволяющих не только проявить, но и развить целый спектр личностных (в том числе интеллектуальных и деловых) качеств человека, является проектная деятельность.

И с этой точки зрения проект как вид учебной деятельности становится мощным инструментом образования. Это очень эффективный, но и очень сложный дидактический инструмент! Его освоение требует неординарных усилий и длительного времени. Это долгий путь как для педагогов, так и для учащихся, путь, полный трудностей, но в конце этого пути путешественников неизменно ждёт приятный сюрприз: хорошо образованные дети — целостные личности, с которыми интересно и надёжно.

Наверняка возникает вопрос: ну хорошо, но все эти прекрасные зарисовки относятся ко внеурочной деятельности, а какое это отношение имеет к работе учителя-предметника?

На первый взгляд — никакого. Однако развиваемые в проектной деятельности навыки, а к ним относят исследовательские, коммуникационные, организационные, рефлексивные, напрямую влияют на предметную успешность учащегося. К тому же проектная деятельность сильно влияет на развитие аналитических и социальных навыков.

Вы хотите, чтобы ученики задавали содержательные вопросы, могли составить план подготовки к контрольной работе и самостоятельно подготовиться к ней, чтобы их выступления были содержательными, чёткими и структурированными, чтобы они могли искать и находить нужную информацию, проверять и использовать её, умели вести конспекты и пользоваться ими, чтобы то, что изучается на уроках, использовалось в жизни? Если ответы на эти вопросы преимущественно положительные, то проектная деятельность — это тот инструмент, который поможет ученикам стать такими и, в конце концов, облегчит учительский труд и сделает его ещё более осмысленным.

Отдельно стоит сказать, что проектная деятельность, как и любая другая практико-ориентированная деятельность, сама по себе является для учащихся более интересной, чем другие виды учебной деятельности. То есть использование проектов повышает мотивацию учеников в изучении предметов.

…Я, как ученик, не просто учу термодинамику, а делаю это для того, чтобы создать самый быстрый самолёт для соревнований, не просто изучаю особенности драматических произведений, а для того, чтобы написать свою пьесу для постановки с другими детьми…

Дидактические цели проектной деятельности

Остановимся подробнее на навыках, которые развивает проектная деятельность:

  • Знакомство и отработка технологических этапов проекта
    • Умение последовательно решать задачи
    • Знание основных этапов производства продукта
    • Умение работать с инструкциями
  • Развитие исследовательских навыков
    • Умение ставить исследовательские вопросы
    • Умение работать с источниками информации
    • Умение изучать проблематику темы и доказывать актуальность проблемы
  • Развитие коммуникационных навыков
    • Умение представлять идеи, разработки, результаты своего труда
    • Умение выстраивать деловые взаимоотношения и вести деловую переписку
    • Умение работать в группе
  • Развитие организационных навыков
    • Умение планировать свое время
    • Умение определять и искать ресурсы
    • Умение вычленять и решать задачи
  • Развитие рефлексивных навыков
    • Умение оценивать свое состояние
    • Умение критически оценивать методы достижения цели
    • Умение критически оценивать результаты своей деятельности
  • Развитие аналитических навыков
    • Умение обобщать информацию и делать выводы
    • Умение логично рассуждать и аргументированно доказывать
    • Умение вычленять сильные и слабые стороны решения
    • Умение ставить цель
  • Развитие социальных навыков и социального мышления
    • Умение видеть и решать проблемы социума
    • Активная жизненная позиция

Развитие перечисленных навыков интенсифицирует учебную деятельность — делает её более эффективной по качеству и по затраченному времени и, конечно, может происходить через предметное содержание.

Согласитесь: ученик, обладающий такими навыками, весьма близок к представлению о том, каким должен быть выпускник школы!

Читайте также:

  • Что такое проект?
  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе