Реализация субъект-субъектного подхода через проекты

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Субъект и субъектность

Федеральные образовательные стандарты третьего поколения, основанные на системно-деятельностном подходе, выводят субъектность учащегося и субъект-субъектные отношения как ключевые элементы современного образовательного процесса.

Прежде чем обсуждать выстраивание субъект-субъектных отношений, давайте попробуем разобраться с самими понятиями «субъект» и «субъектность».

Этимологический словарь подсказывает, что слово «субъект» происходит от лат. subjectus «лежащий внизу; подчинённый, подданный», состоящего из приставки sub- «под, ниже» и корня jacere «бросать». Но если внимательно приглядеться к латинской приставке sub, то можно заметить, ещё одно её значение — лежащее в основе, находящееся внутри. И именно это понимание позволяет всё расставить на свои места: субъект — тот, кто действует исходя из личных, внутренних основ, а вовсе не тот, кто находится в подчинении и действует по чужим указкам.

Соответственно, субъектность — это свойство человека управлять своей жизнью, в том числе и своим образованием.

Субъекты образования

Традиционно, к субъектам образования относят:

  • учащегося,

  • родителя

  • и учителя.

У каждого из них свои мотивы, свои роли — свои основы. И субъект-субъектные отношения строятся на том, что каждый из участников образовательного процесса исходит из своих основ, но учитывает существование таких основ и у других участников и согласовывает свои основы с другими. Проще говоря, в своих решениях и действиях опирается не только на свои цели и мотивы, но и на цели и мотивы других людей, то есть проявляет себя как личность.

Учитывая зачастую подчинённую роль учащегося, что по отношению к учителю, что по отношению к родителю, добиться субъект-субъектных отношений бывает достаточно сложно.

Как совместить, казалось бы, разные цели и потребности учащегося, учителя и родителя в едином процессе? Ответ на этот вопрос есть! Открытость и совместная деятельность! Но совместная, не значит одинаковая – у каждого субъекта образования своя роль.

Удачным решением этого вопроса является проектная деятельность!

Проекты, развивающие субъектность

Нет-нет! Речь не идёт о тех заданиях, где учитель просит принести утром поделку, а бедный родитель срочно ищет жёлуди и пластилин и вместе со своим ребёнком (а часто и без него) ваяет к утру требуемое.

Речь идёт о том, что каждый учащийся может выступать инициатором и реализатором своих идей; о том что процессы работы и оценивания становятся прозрачными, с заранее известными требованиями и критериями оценки; что родители, ученики и учителя занимаются совместным трудом, хотя каждый и в своей роли. И эти роли могут меняться в зависимости от проекта. В одном, учитель выступил инициатором, а учащийся и его родители творческими реализаторами, в другом, напротив, инициатива исходит из семьи, а педагог становится консультантом, в следующем родитель может выполнять роль эксперта, а в каких-то проектах эта роль достаётся ученикам.

Безусловно, такой подход требует серьёзных дидактических усилий от преподавателя и организационных усилий от руководителя образовательного учреждения для создания полноценной проектной среды, где возможно существование совершенно разных проектов от чисто учебных, направленных на реализацию предметных целей, до личных, реализующих индивидуальные запросы учащихся.

Среда управления проектами и исследованиями — инструмент субъект-субъектного подхода

Для того чтобы облегчить развитие субъект-субъектных отношений через проектную деятельность в ГлобалЛаб разработали «Среду управления проектами и исследованиями».

К особенностям этой среды можно смело отнести:

  • ролевую модель — участники проекта (ученики, учителя и родители) могут стать кураторами, наблюдателями и участниками проекта;

  • открытая критериальная система оценивания, где критерии оценки и их аспекты известны заранее и имеют понятные описания, позволяющие ученикам не только прогнозировать свои отметки, но и лучше понимать, как должен быть реализован тот или иной этап работы;

  • возможность любому субъекту образования создавать и управлять своими проектами, привлекая к участию в них любых людей, будь то ученики, учителя или родители;

  • системы верхнеуровневого и низкоуровнего планирования — возможность участникам как самим определить этапы проекта, так и ставить задачи внутри уже определённых этапов (что особенно актуально для учебных проектов).

Среда управления проектами и исследованиями ГлобалЛаб полностью реализует принципы открытости и совместной деятельности, а значит, позволяет выстроить по-настоящему субъект-субъектные отношения!

Читайте также:

  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Критериальное оценивание проектов
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты