Субъект и субъектность
Федеральные образовательные стандарты третьего поколения, основанные на системно-деятельностном подходе, выводят субъектность учащегося и субъект-субъектные отношения как ключевые элементы современного образовательного процесса.
Прежде чем обсуждать выстраивание субъект-субъектных отношений, давайте попробуем разобраться с самими понятиями «субъект» и «субъектность».
Этимологический словарь подсказывает, что слово «субъект» происходит от лат. subjectus «лежащий внизу; подчинённый, подданный», состоящего из приставки sub- «под, ниже» и корня jacere «бросать». Но если внимательно приглядеться к латинской приставке sub, то можно заметить, ещё одно её значение — лежащее в основе, находящееся внутри. И именно это понимание позволяет всё расставить на свои места: субъект — тот, кто действует исходя из личных, внутренних основ, а вовсе не тот, кто находится в подчинении и действует по чужим указкам.
Соответственно, субъектность — это свойство человека управлять своей жизнью, в том числе и своим образованием.