Проектные задания «Коллекция»

Содержание
  • Что такое проектные задания «Коллекция»
  • Зачем нужны задания-коллекции
  • Пример: проектное задание «Химические реакции в природе»
  • Пример: проектное задание «Форма листьев»
  • Пример: проектное задание​«Кто такие звери?»
  • Представление результатов проектного задания
  • Карта местообитаний животных из проектного задания «Кто такие звери?»
  • Галерея изображений животных из проектного задания «Кто такие звери?»
  • Галерея рисунков листьев из проектного задания «Форма листьев»
  • Список изученных растений из проектного задания «Форма листьев»
  • Диаграмма из проектного задания «Химические реакции в природе»

Организация учебной работы на платформе ГлобалЛаб станет проще, если мы разберёмся в типологии наших проектных заданий. Тогда будет понятно, каких результатов ожидать в каждом случае, как их удобно использовать, в какой момент урока и в каком формате предложить задание. Может быть даже будет лучше выбрать его для домашней работы или внеурочного занятия.

Что такое проектные задания «Коллекция»

Это один из самых популярных типов заданий. Цель — собрать и описать объекты, принадлежащие к одной тематической группе. Каждый участник добавляет в общую базу свой экземпляр (например, интересную улицу, растение, монету и т.д.), таким образом создавая коллективную коллекцию.

Это могут быть объекты живой природы:

  • «Кто такие звери?»
  • «Форма листьев»

Можно собрать коллекцию определённых процессов:

  • «Химические реакции в природе»
  • «Битвы и сражения в истории»

Можно собирать коллекции творческих объектов:

  • «Гжель, хохлома и другие прикладные искусства»

Можно изготавливать объекты, которые войдут в такую коллекцию, собственными руками:

  • «Каждый лоскутик в дело»

Зачем нужны задания-коллекции

Каждая анкета в проектном задании-коллекции описывает один объект, который входит в заданную тематическую категорию. Это может быть что угодно — от вида растений до иностранных слов. В анкете обычно присутствуют следующие элементы:

  • Географическое положение объекта

  • Фотографии или видео

  • Характеристики объекта, его классификация

  • Личное отношение участника к выбранному объекту

  • Рефлексия

Для каждого нового объекта создаётся отдельная анкета. Результатом становится масштабная база данных, которую невозможно собрать в одиночку. Каждый участник, внеся только один экземпляр, получает доступ ко всей коллекции и может анализировать её, строить выводы, сравнивать данные и использовать их в дальнейших работах.

Пример: проектное задание «Химические реакции в природе»

Проектное задание «Химические реакции в природе»

Протокол проведения работы: 

1. Найдите в окружающем мире пример химической реакции (в природных процессах, внутри живых организмов, в быту человека или технических устройствах). 

2. Определите реагенты и продукты реакции, условия протекания реакции. Найдите признаки, которые указывают на протекание химической реакции (выделение тепла, выделение света, образование осадка или образование газа и т. п.). 

3. Составьте уравнение реакции и расставьте коэффициенты, опираясь на закон сохранения массы вещества. 

4. Найдите иллюстрации выбранного вами процесса.

Анкета включает:

  • Фиксацию самого процесса

  • Перечень признаков, указывающих на протекание химической реакции

  • Выбор условий, необходимых для реакции

  • Загрузку фотографии с уравнением реакции (составленного вручную или в программе)

  • Иллюстрации (например, фото реакции гашения соды уксусом)

Анкета завершается блоком рефлексии.

Для выполнения задания необходимо определить условия, при которых протекает реакция. Это требует не только знаний по химии, но и наблюдательности, обращения к учебнику и дополнительным источникам, а также анализа реального процесса.

Авторы задания предлагают участникам зафиксировать на бумаге или в специальной программе:
– уравнение химической реакции,
– схему её протекания,
– формулы исходных веществ и продуктов.

Готовую работу необходимо загрузить в анкету в виде фотографии или скана. Если вы работали в программе, сохраните изображение на свой компьютер и прикрепите его к анкете.

К заданию также могут прилагаться иллюстрации самого процесса — например, фотографии реакции гашения соды уксусом при приготовлении пирога.

В завершение анкеты проектного задания, разработанного редакцией ГлобалЛаб, участнику всегда предлагается выполнить рефлексию.

Пример: проектное задание «Форма листьев»

Протокол проведения работы: 

1. Выберите растение и возьмите несколько его листьев. Лучше подойдут крупные листья. Ещё не выросшие листья могут иметь не совсем обычную форму. 

2. Определите форму листа. 

3. Нарисуйте выбранный вами лист. 

4. Заполните анкету. 

5. Участвуйте в обсуждении результатов проектного задания.

Как и ранее, суть работы остаётся неизменной: выберите объект, сделайте фотографию, выполните классификацию и подготовьте описание.

Пример: проектное задание​«Кто такие звери?»

Протокол проведения работы: 

1. Выберите одно животное, которое относится к млекопитающим, или зверям. 

2. Подготовьте рисунок или фотографию выбранного зверя. 

3. Выясните особенности животного. 

4. Заполните анкету проектного задания. 

5. Участвуйте в обсуждении результатов проектного задания.

Представление результатов проектного задания

Результаты в проектных заданиях этого типа могут быть представлены на интерактивных картах, в галереях фотографий или видеозаписей. Это могут быть также подборки текстовых описаний объектов или диаграммы, позволяющие оценить, насколько часто встречаются те или иные группы объектов. (На следующих скриншотах все данные были внесены участниками — школьниками, поэтому написание слов вроде «виноград» и «авокадо» может вызывать вопросы.)

Карта местообитаний животных из проектного задания «Кто такие звери?»

Галерея изображений животных из проектного задания «Кто такие звери?»

Галерея рисунков листьев из проектного задания «Форма листьев»

Список изученных растений из проектного задания «Форма листьев»

Диаграмма из проектного задания «Химические реакции в природе»

Теперь, когда вы познакомились с возможностями проектных заданий ГлобалЛаб, самое время превратить обучение в настоящее исследование — выбирайте задания, планируйте работу и открывайте вместе с учениками новые горизонты!

Другие материалы
  • Проектные задания «Опрос»
  • Проектные задания «Практикум»
  • Проектные задания «Творческая работа»
  • Проектные задания «Тренажёр»