Анализ целевой аудитории

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Проектный цикл ГлобалЛаб

Этап «Анализ целевой аудитории», иначе называемый изучением социального адресата, является частью обобщенного этапа «Исследование» и следует за этапом «Исследование актуальности проблемы», он направлен на глубокую проработку потребностей и ожиданий той группы людей, для которой будет создаваться продукт проекта.

Главная цель этого этапа — точное определение характеристик, привычек, интересов и желаний конкретной аудитории, с целью выявления тех аспектов, которые формируют существующую проблему.

Этот этап помогает выявить реальную потребность или препятствие, которое вызывает неудобства у целевой аудитории, позволяет взглянуть на проблему глазами социального адресата проекта, учитывая культурные, образовательные и социально-экономические различия и является основой для выбора пути решений, которые действительно принесут пользу пользователям и решат проблему проекта.

Ключевые вопросы этапа:

  • Какими характеристиками обладает социальный адресат проекта?
  • Какие потребности испытывают представители целевой аудитории?

Возможные цифровые артефакты этапа:

  • Портрет социального адресата
  • Анализ потребностей целевой аудитории
  • Заполнение поля паспорта «Адресат проекта»

Методы анализа

Существует множество методов анализа целевой аудитории, среди наиболее распространенных выделяются:

Анкетирование

Один из самых простых способов сбора первичной информации непосредственно от представителей целевой группы. Анкеты позволяют собрать количественные и качественные данные о предпочтениях, поведении и потребностях респондентов.

Глубинное интервью

Глубинное интервью — это метод качественного исследования, при котором ведущий проводит индивидуальную беседу с представителем целевой аудитории, нацеленную на получение глубокого понимания мыслей, чувств, убеждений и восприятий респондента. Основное отличие глубинного интервью от обычных интервью или опросов заключается в том, что разговор строится свободно, с возможностью детальных пояснений и уточнений со стороны респондента.

Фокус-группы

Метод качественного исследования, позволяющий глубже изучить мнения, реакции и поведение участников путем группового обсуждения конкретных вопросов. Фокус-группа позволяет выявить скрытые мотивы поведения и желания целевых клиентов. Этот метод похож на метод глубинных интервью, но предполагает не индивидуальные беседы, а групповые обсуждения.

Наблюдение

Этот метод предполагает наблюдение за поведением членов целевой аудитории в естественных условиях. Например, отслеживая активность детей на переменах, можно сделать выводы о предпочтительных видах отдыха и способах коммуникации.

При формулировке задания на этот этап для неопытных в проектной деятельности учащихся рекомендуется давать вопросы для анкеты, интервью и фокус-групп в готовом виде и заранее определять отслеживаемые параметры для наблюдений.

 


 

Среда управления
проектами
и исследованиями

Справочник
по функционалу
среды

Список
возможных
этапов

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


 

Пример задания на анализ социального адресата

 

Выясните, почему младшие школьники (учащиеся начальных классов) редко читают книги самостоятельно, выявите основные препятствия, мешающие регулярному самостоятельному чтению, и установите предпочтения младших школьников относительно содержания, жанра и формата литературных произведений.

  • Разработайте анкету, для определения бытовых условий жизни школьника, состава и традиций его семьи в отношении чтения, его предпочтительного времяпрепровождения.
  • Проведите анкетирование не менее 50 человек.
  • Представьте результаты в виде диаграмм.
  • На основе анализа анкет разработайте вопросы для фокус-группы.
  • Проведите фокус-группы для разных по возрасту классов.
  • Сформулируйте выводы:
    • Основные характеристики целевой аудитории
    • Основные причины, снижающие интерес школьников к чтению.

 

Пример выполнения

 

Анкета

Вопросы анкеты

  • В каком классе учитесь?
  • Есть ли дома есть библиотека?
  • Как часто родители читают вам или другим детям книги вслух?
    Варианты ответов: Никогда, Редко, Периодически, Часто, Каждый день
  • Есть у вас старшие братья или сёстры?
  • Есть ли у вас младшие братья или сёстры?
  • Как часто вы видите членов вашей семьи читающими?
    Варианты ответов: Никогда, Редко, Периодически, Часто, Каждый день
  • Как часто вы сами книги регулярно?
    Варианты ответов: Если задали, Редко, Иногда, Часто, Каждый день
  • Ваши любимые занятия в свободное время?
    Варианты ответов: Игры на свежем воздухе, Игры дома, Компьютерные игры, Просмотр социальных сетей, Спорт, Хобби
  • Какие книги любите читать больше всего?
    Варианты ответов: Сказки, Приключения, Детективы, Фантастика, Фэнтези, Лирика
  • Какие по объёму книги вам нравятся больше всего?
    Варианты ответов: До 10 стр., 10–50 стр., 50–100 стр., 100–250 стр., Больше 250 стр., Объём не важен
  • Как вы считаете, что препятствует вашему желанию читать книги чаще?
    Варианты ответов: Нет времени, Скучно, Сложно, Другие занятия
  • Хотели бы вы, чтобы обучение в школе включало больше интересных книжных занятий?

Результаты анкетирования

В анкетировании приняло участие 52 человека из 1–4 классов: 1 класс — 12 человек, 2 класс — 16 человек, 3 класс — 15 человек, 4 класс — 19 человек.

  • Наличие домашней библиотеки — 64%
  • Наличие младших братьев или сестёр — 36%
  • Наличие старших братьев или сестёр — 18%
  • Желание включить в школьную программу больше интересных книг — 86%
Целевая аудитория
Целевая аудитория
Целевая аудитория
Целевая аудитория
Целевая аудитория
Целевая аудитория
Целевая аудитория

Фокус-группы

Участники групп: 1-го класса — 6 человек, 2-го класса — 8 человек, 3-го класса — 10 человек, 4-го класса — 12 человек.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вас радует в книгах?
  • Почему иногда хочется отложить книгу?
  • Что мешало бы вам начать читать новую книгу?
  • Какие книги вы хотите видеть в школе?
  • Хотите ли вы больше уроков с элементами чтения?

Выводы из дискуссий

  • Основной причиной отказа от книг называется низкая концентрация внимания (сложно, не получается сосредоточиться).
  • Дети любят красочные издания с иллюстрациями.
  • Старшие ребята отмечают нехватку времени из-за домашних заданий и дополнительных занятий.
  • Учащиеся хотели бы видеть больше интересных заданий, связанных с чтением, на уроках.

Выводы

Основные характеристики целевой аудитории

  • Домашняя библиотека присутствует почти у половины детей.
  • У большинства детей ест младшие или старшие братья.
  • Менее 10% детей читает книги регулярно.
  • В семьях большей части детей не принято читать книги дома для себя или для детей.
  • Компьютерные игры и социальные сети занимают большую часть свободного времени.
  • Наибольшее число детей любит фэнтези и приключенческий жанр.

Основные причины, снижающие интерес школьников к чтению

  • Большое влияние развлекательной среды (игры, ТВ, соц. сети).
  • Высокая (для детей) трудоёмкость чтения.

 

Другие материалы
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты
  • Тестирование продукта в проектной деятельности
  • Паспорт проекта
  • Этапы проекта