Поиск путей решения проблемы

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Этап поиска путей решения относится к этапу «Исследование» обобщённого проектного цикла и непосредственно предшествует этапу постановки цели проекта. Этот этап предназначен для определения направлений выбора продукта, решающего проблему проекта.

На этом этапе учащийся ищет и анализирует, как подобные проблемы решались ранее, оценивает их достоинства и недостатки.

Если по результатам исследования потенциальные решения оказываются невозможными для реализации, то возможна смена проблемы проекта.

 Ключевые вопросы этапа: 

  •  Как эту проблему уже пытались решать? 
  •  Какие достоинства и недостатки есть у существующих решений?

Возможные цифровые артефакты: документ «Пути решения».

Этот этап является критически важным в жизненном цикле проекта, закладывающим фундамент для принятия обоснованного решения о типе продукта, который будет разработан. Фактически, это этап аналитического исследования и критического осмысления существующего опыта решения проблемы, которую ставит перед собой проект.

Анализ существующих решений позволяет выявить не только базовые характеристики продукта проекта, но и потенциальные проблемы и риски, связанные с выбранным подходом.

Результатом этого этапа должен стать обоснованный выбор типа продукта проекта, конкретные реализации которого будут проанализированы на следующем этапе — «Анализ подобных продуктов». Эти два этапа последовательно сводят проблему проекта к конкретному решению: сначала через выбор типа продукта, потом через выбор конкретного продукта, и позволяют сформулировать и уточнить цель проекта, сделав её конкретной.

В случае если проблема не подразумевает принципиально различных решений, возможно объединение этапов «Исследование путей решения», «Постановка цели проекта» и «Анализ подобных продуктов» в один этап.

Если ни один из существующих путей решения не может в полной мере решить проблему проекта, возможен синтез из нескольких путей решения или формулирование принципиально нового решения (типа продукта).

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


Содержание
  • Пример задания на поиск путей решения
  • Пример выполения

Пример задания на поиск путей решения

 

  • Приведите выдержки из раздела «Исследование актуальности проблемы», которые необходимы для обоснования выбора существующих решений.
  •  Составьте список потенциальных решений проблемы проекта.
  •  Для каждого решения укажите:
    •  название решения и ссылку на него,
    •  сильные и слабые стороны решения в контексте проблемы проекта.
  •  На основе анализа существующих решений сформулируйте тип продукта проекта.
  •  Опишите основные характеристики продукта, основываясь на анализе существующих решений.

 

Пример выполения


Выдержка из актуальности проблемы

Проблемой проекта является сохранение и поддержка песенной культуры детско-юношеской организации «Остров Сокровищ».

В результате опроса членов «Острова» были выявлены следующие недостатки последнего используемого песенника:

  • Отсутствие новых песен.
  • Сложности в поиске песен в аудио-приложении к песеннику.
  • Недостаточное количество песен (не все песни представлены в песеннике).
  • Нехватка аппликатуры аккордов.
  • Отсутствие иллюстраций к песням.

Использование печатной версии песенника не утратило своей актуальности полностью, так как в походах и на некоторых базах проведения лагерей организации отсутствует свободный доступ в интернет или его скорость ограничена.

Потенциальные решения

Можно выделить три основных типа потенциальных решений:

  • Тиражируемое печатное издание.
  • Приложение.
  • Сайт.

Примеры существующих решений

Тиражируемое печатное издание

Название: Песенник Острова.

Ссылка на решение: https://vostrove.ru/books/books/songs2015.pdf

Продукт представляет собой тиражируемое черно-белое издание и приложение к нему в виде плейлиста с аудиозаписями песен.

Сильные стороны:

  • Дешёвое тиражирование.
  • Большой объем песен.
  • Наличие аккордов к песням.
  • Аудиозаписи песен доступны.
  • Печатная версия не требует интернет-соединения.

Слабые стороны:

  • Трудности в поиске песен в аудио-приложении.
  • Отсутствие аппликатуры аккордов.
  • Нет иллюстраций.
  • Для прослушивания песен требуется интернет.

Приложение

Название: Песенник с аккордами для гитары.

Ссылка на решение: https://lifehacker.ru/obzor-prilozheniya-pesennik-s-akkordami-dlya-gitary-10-kodov-dlya-chitatelej/

Продукт представляет собой приложение для телефона, позволяющее записывать тексты и аккорды или использовать предзагруженную базу с известными авторами и их песнями.

Сильные стороны:

  • Огромное количество загруженных песен (15 000 шт.).
  • Наличие аккордов к песням.
  • Аппликатуры аккордов доступны.
  • Возможность создания собственных плейлистов.
  • Удобная навигация.

Слабые стороны:

  • Нет иллюстраций.
  • Приложение платное, доступно через App Store.
  • Нет возможности добавлять свои песни.
  • Требуется установка на телефон.
  • Мелкий текст, одна песня редко помещается на экран целиком.
  • Нет возможности прослушивания песен.
  • Встречаются ошибки в текстах, авторах и аккордах.

Сайт

Название: Портал бардовской песни.

Ссылка на решение: https://bard.ru

Продукт представляет собой сайт с большим количеством бардовских песен, упорядоченных по авторам.

Сильные стороны:

  • Огромное количество загруженных авторов и их произведений.
  • Наличие аккордов к песням.
  • Аудиозаписи доступны.
  • Удобная навигация и поиск.

Слабые стороны:

  • Нет иллюстраций.
  • Нет возможности добавлять свои песни.
  • Отсутствие аппликатуры аккордов.
  • Для использования требуется интернет.

Предлагаемое решение

На основе анализа существующих решений и потребностей целевой аудитории предлагается создать интерактивный макет песенника, готовый для тиражирования в типографии, а также для просмотра на телефоне или компьютере.

Требования к песеннику:

  • Песенник должен содержать большое количество песен, включая произведения из последних спектаклей.
  • Необходимо наличие аккордов к каждой песни.
  • Аппликатуры аккордов должны быть включены.
  • Тексты, аккорды и аппликатуры должны быть проверены и не содержать ошибок.
  • Каждая песня должна иметь ссылку на аудиоверсию для прослушивания.
  • Каждая песня должна иметь QR-код со ссылкой для прослушивания при использовании печатной версии.
  • Макет должен быть сохранён в формате, который можно передать в типографию для тиражирования и одновременно открыть в браузере на телефоне или компьютере.
  • Песенник должен быть иллюстрированным.
  • Электронная версия макета должна обеспечивать удобную навигацию по песням.

Создание такого песенника позволит использовать его даже в местах без доступа к интернету, например, в походах и лагерях, и исключит необходимость разработки двух отдельных продуктов.


Другие материалы
  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Критерии оценивания проекта по навыкам