Исследование актуальности проблемы

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Этап «Исследование актуальности проблемы» является частью обобщенного этапа «Исследование» и следует за этапами «Планирование исследования» и «Анализ источников информации». Его цель — сужение проблемного поля, выбор конкретной проблемы и ее оценка.

На этом этапе, опираясь на самостоятельно найденные или предоставленные куратором проекта источники информации, учащийся обосновывает актуальность выбранной проблемы. В случае, если исследование покажет неактуальность проблемы, возможна ее замена.

Ключевые вопросы этапа: Чья это проблема? А это действительно проблема?

Возможные цифровые артефакты: документ «Актуальность проблемы», заполнение поля паспорта «Проблема проекта».

На основе отобранных источников информации учащиеся:

  • Анализируют проблемное поле.
  • Описывают социального адресата и его потребности.
  • Доказывают существование проблемы, опираясь на источники.

Степень детализации задания на исследование актуальности проблемы зависит от проектного и исследовательского опыта учащихся.

  • Для начинающих: рекомендуется предоставить список опорных вопросов. Результатом этапа будут ответы на вопросы с указанием источников информации.
  • Для опытных: исследование должно включать детальные ответы на исследовательские вопросы с цитатами из источников, графиками по результатам опросов и обоснованными выводами.
  • Для продвинутых: к предыдущему пункту добавляется анализ целевой аудитории на основании опросов и глубинных интервью, а также анализ литературы по теме.

Исследование актуальности проблемы — очень важный этап, так как от его качества будет зависеть выбор продукта и критерии успешности проекта.

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


Содержание
  • Пример задания на обзор актуальности проблемы
  • Пример выполнения
  • Пример задания на доказательство актуальности проблемы
  • Пример выполения

Пример задания на обзор актуальности проблемы

 

По ранее определённой проблеме осуществите поиск в источниках информации ответов на следующие вопросы:

  • Каковы признаки проявления проблемы?
  • Чья это проблема? Кто конкретно или какая социальная группа испытывает неудобство от существования этой проблемы?
  • Какие именно неудобства испытывает социальный адресат проекта? Как изменится жизнь социального потребителя, когда проблема будет решена?
  • Как эту проблему уже пытались решать? (Гипотезы или поиск по источникам информации.)
  • Какие достоинства и недостатки есть 
у существующих решений? (Гипотезы или поиск по источникам информации.)

Результат представьте в виде структурированного текстового документа со ссылками на источник информации и библиографией в конце документа.

 

Пример выполнения

 

Проблема: Низкий интерес учащихся к урокам.

Каковы признаки проявления проблемы?

  • Учащиеся часто прогуливают уроки. [1]

  • Учащиеся плохо запоминают содержание уроков и учебника. [2]

  • При выборе идти на урок или не идти большинство предпочитает не ходить. [1]

Чья это проблема? Кто конкретно или какая социальная группа испытывает неудобство от существования этой проблемы?

  • Это проблема учеников и учителей средней школы.

Какие именно неудобства испытывает социальный адресат проекта? Как изменится жизнь социального потребителя, когда проблема будет решена?

  • Ученики тратят своё время впустую и не получают качественного образования.

  • Учителям приходится повторять все по нескольку раз.

Как измениться жизнь социального потребителя, когда проблема будет решена?

  • Качество обучения повысится.

  • Ученики и учителя будут получать больше удовольствия от уроков.

Как эту проблему уже пытались решать? 

  • Введение игровых форм обучения. [3], [4]

  • Больше практических работ, связанных с жизнью. [5]

  • Профориентация: показать ученикам примеры того, кем они могут стать и для чего нужно учится. [6]

  • Прагматичное образование: оставить только те предметы и темы, которые нужны учащимся для их профессии. [7], [8]

Какие достоинства и недостатки есть 
у существующих решений?

  • Введение игровых форм обучения.

    • Высокий интерес учеников

    • Большое время на подготовку учителем

  • Больше практических работ, связанных с жизнью.

    • Знания связываются с жизнью.

    • Не на всех предметах и не по всем темам возможны практические работы.

    • Теоретические знания хорошо отрабатываются, но плохо изучаются на практических работах.

    • Нужны лаборатории и другие площадки для практических работ.

  • Профориентация: показать ученикам примеры того, кем они могут стать и для чего нужно учится.

    • Сложно охватить весь спектр будущих профессий.

    • Нужны организационные усилия во внеурочное время.

    • Обучение становится более осмысленным.

  • Прагматичное образование: оставить только те предметы и темы, которые нужны учащимся для их профессии.

    • Требуются изменения учебных планов и структуры работы школы.

    • Ученики заинтересованы в том, что им конкретно нужно.

Источники информации

  1. Опрос 5–9 классов школы. 12.09.2022

  2. Опрос учителей школы. 14.09.2022

  3. И. В. Чумакова, Г. Р. Гадельшина. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста — Научный журнал «Молодой учитель»

  4. Ролевые игры — Педагогические методики для подростков [Электронный ресурс] — URL: 

    http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/materials/?cat=18
    , 29.10.2018

  5. Реутова М.Н., Шавырина И.В. Практико-ориентированный подход как инструмент развития интеллектуального потенциала у студентов — Электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] — URL: 

    https://core.ac.uk/download/pdf/151224018.pdf
    , 10.11.2022

  6. Профориентация — Сайт Корпоративного университета Российского движения школьников [Электронный ресурс] — URL: 

    https://rdsh.education/proforientaciya_1
    , 10.11.2022

  7. Образование — Сайт Агентства инноваций города Москвы [Электронный ресурс] — URL: 

    https://innoagency.ru/files/20200615_ПУБЛ_Образование_Коронавирус.pdf
    , 18.11.2022

  8. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. Педагогика Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / —М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.

 

Пример задания на доказательство актуальности проблемы

 

  • Укажите проблему проекта.
  • Укажите социального адресата проблемы.
  • Опишите неудобства, которые испытывают социальный адресат от существования проблемы.
  • Докажите актуальность существания проблемы.
  • Приложите к документу библиографию.

Для доказательства используйте ссылки на источники информации, при необходимости, опросы и интервью с представителями социального адресата.

 

Пример выполения

Актуальность проекта

Проблемой проекта является сохранение и поддержка песенной культуры детско-юношеской организации «Остров Сокровищ» («Острова»).

Социальный адресат: члены детско-юношеской организации «Остров Сокровищ».

Для выявления неудовлетворённостей социального адресата был проведён опрос членов ДЮО «Остров Сокровищ» (64 человека) [1]. 

На вопрос, что будет, если в «Острове» не будет поддерживаться песенная культура, были получены следующие ответы:

  • Потеряется душевность (95% опрошенных)
  • «Остров» перестанет быть «Островом» (это уже будет «не тот «Остров», потеряется дух «Острова») (81% опрошенных) 
  • Потеряется связь поколений («уйдут» хорошие старые песни, потеряются песни из старых спектаклей) (75% опрошенных) 
  • «Остров» станет формальнее (песни создают неформальную обстановку) (70% опрошенных) 
  • Потеряется общность (64% опрошенных)

Песенная культура является важной частью жизни «Острова», это показывает и результат опроса, и отмечается во многих источниках информации.

Многие учёные отмечают значение песен в формировании социокультурной идентичности молодёжи [2] и её роль в формировании нравственных установок личности [3]. Во многих детских неформальных объединениях, к которым относится и «Остров», существует своя песенная культура [4]. С помощью песен формируются ценностные установки, к примеру, «Дом» (автор — А. Звенигороский) выводит на первый план ценность человеческих взаимоотношений, а «В парусиновых брюках» (И. Мальковский) — активной жизненной позиции»; некоторые песни являются ритуалами организации, к примеру, песни «Зеркалёнок» (С. Цветкова) и «Разговоры» (А. Иванов) — традиционные песни окончания свечек (вечерних рефлексий»), песня «Перевал» (Ю. Визбор) начинает все важные собрания для принятия решений в жизни организации. Песни присутствуют во многих аспектах жизни организации: песни на вечерних свечках, песни у костра, орлятские круги, песни в дороге, песни из спектаклей организации, написанные самими участниками. В традициях «Острова» — коллективное исполнение песен. С одной стороны, это позволяет формировать культурную общность членов организации, с другой стороны, снимает барьер неуверенности у тех ребят, которые не очень хорошо поют и в иной ситуации не стали бы исполнять песню сольно.

Однако новым членам организации бывает сложно влиться в коллективное пение песен, так как многих песен они просто не знают. И если бардовские, эстрадные или рок-песни, исполняемые в «Острове», у них есть возможность услышать по радио или найти в интернете, то с песнями из спектаклей и с песнями островных бардов им познакомиться просто негде [5].

Для помощи таким ребятам в 2001 году был создан песенник [6], в который вошли наиболее популярные песни, исполняемые в «Острове». В этом песеннике были тексты и пустое место над строками песен, чтобы умеющие играть на гитаре могли вписать туда аккорды.

С течением времени некоторые песни перестают исполняться, а некоторые, напротив, становятся более популярными. Изменение репертуара привело к тому, что в 2015 году была создана вторая версия песенника [7]. В нём к каждой песне были проставлены аккорды, а также был создан плейлист в ВКонтакте с записями этих песен, чтобы те, кто не знает мелодии, могли их прослушать.

Из-за ограничения ресурсов и первая, и вторая версии песенников имели очень простой дизайн и были ориентированы на дешёвую чёрно-белую печать.

С развитием сетевых технологий уже с начала 2010-х годов использование печатной версии песенника стало намного меньше, так как появилась возможность посмотреть тексты и аккорды песен на сайте организации, однако не потеряло своей актуальности полностью, так как в походах и в некоторых местах проведения лагерей организации свободного выхода в интернет нет или его скорость ограничена [7].

В результате опроса членов «Острова» (64 человека) [1] были выявлены следующие недостатки последнего используемого песенника [6]:

  • Нет новых песен (94% опрошенных) 
  • Сложно искать песни в аудио-приложении к песеннику (88% опрошенных) 
  • Мало песен (не все песни есть в песеннике) (84% опрошенных) 
  • Не хватает аппликатуры аккордов (64% опрошенных) 
  • Нет рисунков к песням (63% опрошенных)

На основе результатов опроса и значимости песенной культуры в жизни детских неформальных объединений проблема сохранения песенной культуры детско-юношеской организации «Остров Сокровищ» является актуальной.

 

Библиография

  1. Медведев С. Опрос членов «ДЮО «Остров Сокровищ», 2025
  2. Дружкин Ю.С. Песня как социокультурное действие — Государственный институт искусствознания, 2013. [Электронный ресурс], URL:
    https://sias.ru/upload/iblock/b0f/2013_druhkin_226.pdf
  3. Куликов Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры — Человек и Наука, 2004. [Электронный ресурс], URL:
    https://cheloveknauka.com/muzykalnye-predpochteniya-kak-differentsiruyuschiy-i-integriruyuschiy-faktor-rossiyskoy-molodezhnoy-subkultury
  4. Песни — Портал «Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика».[Электронный ресурс], URL:
    https://kommunarstvo.ru/pesni/pes.html
  5. Значение песен в жизни ДЮО «Остров Сокровищ» — Интервью с А.А. Манниным, 2025
  6. Главные песни — Сайт «ДЮО «Остров Сокровищ»», 2001. [Электронный ресурс], URL:
    https://vostrove.ru/books/books/songs2001.pdf
  7. Песенник Острова — Сайт «ДЮО «Остров Сокровищ»», 2015.[Электронный ресурс], URL:
    https://vostrove.ru/books/books/songs2015.pdf

 

Другие материалы
  • Что такое проектный цикл и управление проектом?
  • Что такое проект?
  • Критерии оценивания проекта по навыкам