Актуальность проекта
Проблемой проекта является сохранение и поддержка песенной культуры детско-юношеской организации «Остров Сокровищ» («Острова»).
Социальный адресат: члены детско-юношеской организации «Остров Сокровищ».
Для выявления неудовлетворённостей социального адресата был проведён опрос членов ДЮО «Остров Сокровищ» (64 человека) [1].
На вопрос, что будет, если в «Острове» не будет поддерживаться песенная культура, были получены следующие ответы:
- Потеряется душевность (95% опрошенных)
- «Остров» перестанет быть «Островом» (это уже будет «не тот «Остров», потеряется дух «Острова») (81% опрошенных)
- Потеряется связь поколений («уйдут» хорошие старые песни, потеряются песни из старых спектаклей) (75% опрошенных)
- «Остров» станет формальнее (песни создают неформальную обстановку) (70% опрошенных)
- Потеряется общность (64% опрошенных)
Песенная культура является важной частью жизни «Острова», это показывает и результат опроса, и отмечается во многих источниках информации.
Многие учёные отмечают значение песен в формировании социокультурной идентичности молодёжи [2] и её роль в формировании нравственных установок личности [3]. Во многих детских неформальных объединениях, к которым относится и «Остров», существует своя песенная культура [4]. С помощью песен формируются ценностные установки, к примеру, «Дом» (автор — А. Звенигороский) выводит на первый план ценность человеческих взаимоотношений, а «В парусиновых брюках» (И. Мальковский) — активной жизненной позиции»; некоторые песни являются ритуалами организации, к примеру, песни «Зеркалёнок» (С. Цветкова) и «Разговоры» (А. Иванов) — традиционные песни окончания свечек (вечерних рефлексий»), песня «Перевал» (Ю. Визбор) начинает все важные собрания для принятия решений в жизни организации. Песни присутствуют во многих аспектах жизни организации: песни на вечерних свечках, песни у костра, орлятские круги, песни в дороге, песни из спектаклей организации, написанные самими участниками. В традициях «Острова» — коллективное исполнение песен. С одной стороны, это позволяет формировать культурную общность членов организации, с другой стороны, снимает барьер неуверенности у тех ребят, которые не очень хорошо поют и в иной ситуации не стали бы исполнять песню сольно.
Однако новым членам организации бывает сложно влиться в коллективное пение песен, так как многих песен они просто не знают. И если бардовские, эстрадные или рок-песни, исполняемые в «Острове», у них есть возможность услышать по радио или найти в интернете, то с песнями из спектаклей и с песнями островных бардов им познакомиться просто негде [5].
Для помощи таким ребятам в 2001 году был создан песенник [6], в который вошли наиболее популярные песни, исполняемые в «Острове». В этом песеннике были тексты и пустое место над строками песен, чтобы умеющие играть на гитаре могли вписать туда аккорды.
С течением времени некоторые песни перестают исполняться, а некоторые, напротив, становятся более популярными. Изменение репертуара привело к тому, что в 2015 году была создана вторая версия песенника [7]. В нём к каждой песне были проставлены аккорды, а также был создан плейлист в ВКонтакте с записями этих песен, чтобы те, кто не знает мелодии, могли их прослушать.
Из-за ограничения ресурсов и первая, и вторая версии песенников имели очень простой дизайн и были ориентированы на дешёвую чёрно-белую печать.
С развитием сетевых технологий уже с начала 2010-х годов использование печатной версии песенника стало намного меньше, так как появилась возможность посмотреть тексты и аккорды песен на сайте организации, однако не потеряло своей актуальности полностью, так как в походах и в некоторых местах проведения лагерей организации свободного выхода в интернет нет или его скорость ограничена [7].
В результате опроса членов «Острова» (64 человека) [1] были выявлены следующие недостатки последнего используемого песенника [6]:
- Нет новых песен (94% опрошенных)
- Сложно искать песни в аудио-приложении к песеннику (88% опрошенных)
- Мало песен (не все песни есть в песеннике) (84% опрошенных)
- Не хватает аппликатуры аккордов (64% опрошенных)
- Нет рисунков к песням (63% опрошенных)
На основе результатов опроса и значимости песенной культуры в жизни детских неформальных объединений проблема сохранения песенной культуры детско-юношеской организации «Остров Сокровищ» является актуальной.
Библиография
- Медведев С. Опрос членов «ДЮО «Остров Сокровищ», 2025
- Дружкин Ю.С. Песня как социокультурное действие — Государственный институт искусствознания, 2013. [Электронный ресурс], URL:
https://sias.ru/upload/iblock/b0f/2013_druhkin_226.pdf
- Куликов Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры — Человек и Наука, 2004. [Электронный ресурс], URL:
https://cheloveknauka.com/muzykalnye-predpochteniya-kak-differentsiruyuschiy-i-integriruyuschiy-faktor-rossiyskoy-molodezhnoy-subkultury
- Песни — Портал «Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика».[Электронный ресурс], URL:
https://kommunarstvo.ru/pesni/pes.html
- Значение песен в жизни ДЮО «Остров Сокровищ» — Интервью с А.А. Манниным, 2025
- Главные песни — Сайт «ДЮО «Остров Сокровищ»», 2001. [Электронный ресурс], URL:
https://vostrove.ru/books/books/songs2001.pdf
- Песенник Острова — Сайт «ДЮО «Остров Сокровищ»», 2015.[Электронный ресурс], URL:
https://vostrove.ru/books/books/songs2015.pdf