Анализ источников информации

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов
Содержание
  • Об этапе
  • Пример задания на развитие навыков анализа источников информации
  • Пример задания на анализ источников информации
  • Пример анализа одного источника информации

Об этапе

Этап «Анализ источников информации» —  один из первых этапов проектного цикла, входящий в этап «Исследование». Он предназначен для отбора и оценки источников информации, необходимых для всех исследований проекта.

На этом этапе учащийся формулирует или получает от куратора проекта критерии отбора источников по признакам надежности и содержания. Учащийся отбирает необходимые источники, оценивает их и выписывает потенциально важные цитаты для дальнейшей работы.

Ключевой вопрос этапа: Как подобрать надежные и актуальные информационные материалы?

Возможные цифровые артефакты:

  • документ «Анализ источников информации»
  • документ «Библиография»

Перед тем как учащиеся начнут анализировать источники для своего проекта, рекомендуется провести несколько учебных занятий для выработки соответствующих навыков. Например, куратор может предоставить несколько источников и ограниченное количество критериев отбора, а учащимся следует провести анализ и отобрать только часть из представленных источников. Задание должно быть построено так, чтобы некоторые из предложенных источников не подходили под задачу либо по критерию надежности, либо по критерию содержания.

Опытные проектанты могут проводить анализ по всем критериям, хотя список критериев может быть сокращен в зависимости от дидактической задачи куратора.

На этом этапе рекомендуется не только оценить и отобрать источники в соответствии с целями проекта и задачами этапа «Исследование», но также составить аннотации к ним и выписать важные цитаты для проекта. Это существенно упростит работу на дальнейших этапах.

Несмотря на то что этап «Анализ источников информации» относится к этапу «Исследование», необходимость пополнять список источников может возникать и на других этапах. В случае такой необходимости каждый дополнительный источник также должен подвергаться анализу.

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


Пример задания на развитие навыков анализа источников информации

Ниже представлена серия из 4 заданий, каждое из которых помогает отработать тот или иной аспект навыка анализа источников информации. Задания ориентированы на возраст 11–12 лет.

Задание 1

  1. Прочитайте цитаты из трех источников по истории возникновения танца бранль.
  2. Какой источник является сомнительным? Запиши номер:        
  3. Почему не стоит доверять этому источнику?
                                                                           
  4. Какая из цитат наиболее полно и понятно отвечает заголовку? Запиши номер:        
  5. Какой источник проще для понимания? Запиши номер:        
  6. Выбери наиболее простой и надежный источник и кратко запиши своими словами его содержание.
                                                                            
                                                                            

История возникновения танца бранль

  1. Хороводный танец бранль возник еще в 12 веке во Франции, но в течении нескольких веков он был популярным лишь в крестьянской среде. В 1450 по 1650 год бранль начал набирать популярность среди европейских аристократов, особенно во Франции и в Англии. Стоит отметить, что хотя изначально танце получил название от французского слова branle, которое означает движение или раскачивание, в Англии название было переделано на местный манер — brawl.
    Старинные французские танцы - бранль — Dancing.ru, [Электронный ресурс] URL: http://www.4dancing.ru/blogs/130415/2121/

  2. Одними из первых известных нам народных танцев являются бранли — эти французские танцы были записаны горожанином Туано Арбо в 16 веке. Его книга построена характерным для того времени образом — в виде диалога ученика Каприоля со своим наставником. У Арбо записано бранлей — часть из них к 16 веку танцевалась уже только молодежью на маскарадах. Предположительно первые бранли появились еще в 12 веке.
    Weiß Luchs. Заметки реконструктора, [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/topic-35727716_30312940


  3. Танец бранль — очень популярный современный танец. Исходно танец возник из хороводов, так популярных на Руси. Позднее танец распространился на всю Европу. В настоящее время бранль — участник любой современной дискотеки.
    Танец бранль — Ответы Mail.ru, [Электронный ресурс] URL: https://otvet.mail.ru/

 

Задание 2

  1. Прочитайте цитаты из трех источников «Описание танца»
  2. Какой источник поможет тебе станцевать танец самостоятельно. Запиши номер:        
  3. Какие источники являются экспертными (то есть принадлежат специалистам по танцам)? Запиши номера:        
  4. Используя один или два источника запиши своими словами, как надо танцевать танец бранль так, чтобы твой товарищ смог это сделать самостоятельно.
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            

Описание танца (характерные движения)

  1. Бранль (франц. branle — качание, хоровод) — старинный франц. танец. Вначале нар. хороводный, позднее становится также бальным, придворным. Известны его многочисл. разновидности («простой бранль», «двойной бранль», «весёлый бранль» и др.) и местные варианты (Бранль из Пуату, Бранль из Шампани). «Весёлый бранль» из сюиты (1664) одного из братьев Брюлар, участников придв. франц. ансамбля «24 скрипки короля».
    Бранль — Словари и энциклопедии на Академике, [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1209/Бранль


  2. Эти танцы построены всего на нескольких движениях: двойной и простой шаги бранля, прыжок с выбрасыванием одной из ног вперед и каприоль. Бранли, основанные только на double, назывались двойными, на single — простыми, с прыжками — веселыми. Кроме того, бранли часто делят на мимические, круговые, линейные.
    Weiß Luchs. Заметки реконструктора, [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/topic-35727716_30312940


  3. Схема танца (простой бранль)
    СчётОписание
    1 – 4Двойной шаг бранля налево
    5 – 6Простой шаг бранля направо
    7 –10Двойной шаг бранля налево
    11 –12Простой шаг бранля направо
    Бранль простой — Санкт-Петербургский Клуб Старинного Танца, [Электронный ресурс] URL: http://historicaldance.spb.ru/index/articles/dances/aid/185#1

 

Задание 3

  1. Прочитайте цитаты из трех источников «Разновидности танцев»
  2. Какой источник ссылается на Энциклопедию? Запиши номер:        
  3. Какие источники являются экспертными (то есть принадлежат специалистам по танцам)? Запиши номера:        
  4. Какой источник наиболее непонятен? Запиши номера:        
  5. Выбери наиболее полный, но понятный источник и запиши своими словами то, что ты из него узнал.
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            

Разновидности танца

  1. Бранль имел множество разновидностей: «простой», «двойной», «весёлый». Некоторые виды этого танца были связаны с профессиональной деятельностью людей: «бранль прачек», «бранль булочников». Известны также местные разновидности: бранль из Шампани, бранль из Пуату.
    Бранль — Википедия, [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бранль


  2. Единой классификации бранлей на данный момент не существует. Как правило, бранли делят на простые (основанные на простых шагах), двойные (основанные на двойных шагах), веселые (включающие в себя прыжки) и мимические (подражательные). Кроме того, выделяют линейные бранли (танцующиеся в цепочку или в линию) и круговые. С известной степенью условности можно говорить о «скорее народных» и «скорее придворных» бранлях. Наибольший интерес представляют собой подражательные бранли, изображающие трудовой процесс (бранль прачек) или пародирующие движения животных (крысиный и конский бранли, бранль гусей).
    Е. Смольникова, О Бранлях — Сакт-Петербургский Клуб Старинного Танца, [Электронный ресурс] URL: http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/7/print_version


  3. Этот танец первоначально был народным, а бальная его форма родилась из этой крестьянской и отличалась лишь большим количеством реверансов, плавных движений, тогда как в народном бранле преобладало отстукивание. Основные движения бранля вошли в павану, куранту и гавот.
    Основные разновидности бальных танцев в XVI XVII веках — Социальный ресурс AcyAsset, [Электронный ресурс] URL: http://www.actasset.com/Основные-разновидности-бальных-танцев-в-XVI--XVII-веках

 

Задание 4

Отметь, какие источники являются на твой взгляд надежными:

Сообщения в социальных сетях

 

Те, которые отвечают на вопрос

 

Статьи из научных журналов

 

Статьи экспертов

 

Статьи, опубликованные на специализированных сайтах

 

Статьи из газет

 

Словари

 

Те, у которых есть ссылки на другие источники

 

 

Отметь, какие источники стоит использовать в работе:

Надежные источники

 

Те, в которых есть много специализированных терминов

 

Те в которых нет, просторечий и неприличных слов

 

Те, которые выпадают на первых строках поискового сайта

 

Те, в которых кроме ответа на вопрос есть много дополнительной информации

 

Все, в которых есть ответ на искомый вопрос

 

 

Отметь, что должно быть указано при оформлении источника информации:

Браузер, которым пользовались для поиска

 

Название статьи (материала)

 

Автор материала (если есть)

 

Должность автора

 

Издательство (сайт, на котором опубликован материал)

 

Ссылка на материал

 

 

Пример задания на анализ источников информации

Подберите не менее 5 источников по теме проекта и проанализируйте их по представленной ниже структуре.

  • Автор                             
  • Название                                                                          
  • Издательство (для печатных – издание, издательство, город, год; для электронных – название сайта, где материал размещен, и его адрес):
                                                                            
                                                                            

  • Краткая аннотация (что представляет собой источник и о чем он)
                                                                            
                                                                            
  • Обоснование надежности источника
    Для комментария используйте критерии надежности; используйте столько критериев, сколько будет достаточно, чтобы сделать суждение о надежности.
                                                                            
                                                                            
  • Важные для проекта идеи и цитаты
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            

  • Для чего предполагается использовать источник в проекте
                                                                            
                                                                            
                                                                            
  • Библиографическая ссылка на материал (используйте стандарты оформления библиографических ссылок)
                                                                            

 

Пример анализа одного источника информации

Автор: Александр Маннин

Название:  Памятка организатору дела

Издательство: сайт ДЮО «Остров Сокровищ»

Краткая аннотация
В источнике описывается технология организации внеурочного мероприятия в школе.

Обоснование надежности источника
Источник первичный, автор и издательство указаны, информация из источника не противоречит информации из других источников, есть ссылки на примеры разработанных мероприятий. В целом, источник можно считать надёжным.

Важные для проекта идеи и цитаты

Цитаты: 

  • «В процессе подготовки помни о:
    • Необходимых костюмах;
    • Помещениях;
    • Атрибутах;
    • Напечатанных материалах (где и у кого печатать таблички, памятки, маршрутные листы и т.д.);
    • Оформлении помещений;
    • Подготовке самих организаторов;
    • Музыке на станциях и в коридоре, атмосфере;
    • Памятках для проводящих (расписание, содержание этапов, указание, что он делает в каждом этапе);
    • Постоянной рекламе среди потенциальных участников.»
  • «На первой встрече или до неё определись с необходимыми ресурсами:
    • помещения,
    • люди,
    • канцтовары,
    • взрослые,
    • аппаратура.»

Использование в проекте: Источник будет полезен при описании технологии производства продукта.

Библиографическая ссылка на материал: А. Маннин. Памятка организатору дела — ДЮО «Остров Сокровищ», URL: http://vostrove.ru/learn/mlad/org_info21.pdf

 

Другие материалы
  • Что такое проект?
  • Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла