Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

В статье используются специальные термины, поэтому если вы не очень хорошо разбираетесь в критериальном оценивании, рекомендуем познакомиться со статьями:

  • Словарь критериального оценивания
  • Оценивание проекта

Модель оценивания по этапам проектного цикла удобна для предоставления своевременной обратной связи учащимся: оценка возникает в конце каждого этапа, и показывает, на каком этапе учащийся испытывает трудности. Однако при использовании данного подхода сложно выстраивать систему критериального оценивания — то есть давать обобщённую оценку развиваемых навыков, которые можно отслеживать не только в рамках проектной деятельности, но и в рамках учебных дисциплин.

Исходя из обобщённого проектного цикла, можно выделить следующие критерии:

  • Исследование
  • Разработка (или проектирование)
  • Создание продукта
  • Анализ и рефлексия
  • Представление проекта

Ниже для каждого критерия будет дано его описание и аспекты, то есть конкретные характеристики работы, по которым необходимо дать заключение, прежде чем переходить к обобщающей оценке критерия.

Исследование

Отражает успешность учащегося на этапе исследования: умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, формулировать исследовательские вопросы, выявлять и доказывать актуальность проблемы, грамотно формулировать цель проекта на основе проведённых исследований, оформлять документ с результатами этапа.

Аспекты:

  • Качество формулировки исследовательских вопросов
  • Качество отбора источников информации
  • Логичность построения рассуждений
  • Доказанность выдвигаемых тезисов
  • Качество формулировки выводов
  • Качество формулировки цели проекта
  • Качество отчётной документации по исследованию

Разработка

Отражает успешность учащегося на этапе разработки: умение разбивать цель на задачи, анализировать и подбирать ресурсы для решения задачи, составлять календарный план, создавать необходимые схемы, чертежи, сценарии и разработки, необходимые для создания продукта, оформлять документ с результатами этапа.

Аспекты:

  • Качество критериев успешности проекта
  • Обоснованность выбора продукта проекта
  • Качество разбиения на задачи
  • Качество оценки ресурсов для каждой задачи
  • Логичность последовательности задач
  • Логичность календарного планирования
  • Состав и качество материалов разработки (эскизы, сценарии, алгоритмы, схемы)
  • Качество созданной (выбранной) технологии для создания продукта
  • Качество отчётной документации по этапу планирования

Создание продукта

Отражает успешность учащегося на этапе создания продукта: умение создавать качественный продукт, следовать намеченному плану, вносить изменения в план, качественно решать поставленные задачи для достижения результата, оформлять документ с результатами этапа.

Аспекты:

  • Уровень сложности продукта
  • Качество продукта
  • Качество процесса создания продукта
  • Качество сопроводительной документации по продукту
  • Качество отчётной документации по созданию продукта

Анализ

Отражает успешность учащегося на этапе анализа: умение критически относиться к своей деятельности, оценивать результаты своего и чужого труда, составлять список необходимых изменений, анализировать влияние проекта на свои знания, умения и понимание проблематики проекта, оформлять документ с результатами этапа.

Аспекты:

  • Качество организации тестов продукта и проекта
  • Качество анализа продукта (по критериям успешности)
  • Качество анализа сильных и слабых сторон продукта
  • Качество оценки достижения цели
  • Качество оценки перспектив развития проекта
  • Качество отчётной документации по оценке
  • Качество анализа процесса проекта
  • Качество оценки развития личных навыков
  • Качество оценки личных целей
  • Качество оценки расширения понимания проблематики проекта

Представление

Отражает успешность учащегося на этапе представления: умение грамотно оформлять отчётную документацию на продукт и проект в соответствии с предъявленными требованиями, готовить качественное выступление в сопровождении иллюстративного ряда.

Аспекты:

  • Качество отчёта по проекту
  • Качество презентации по проекту
  • Качество выступления на защите проекта

Представленная модель оценивания включена в справочник конструктора проектов «Среда управления проектами и исследованиями», то есть, позволяет педагогу выбрать из данной модели те критерии, по которым он считает необходимым проверять задуманный им проект.

Читайте также:

  • Что такое проект?
  • Критерии оценивания проекта по навыкам