Выбор технологии

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов


Этот этап является одним из этапов обобщённого этапа проектного цикла «Разработка и планирование» и предназначен для определения технологии производства продукта.

На этом этапе анализируются возможные технологии производства выбранного продукта, описываются критерии выбора, и на основе оценки разных технологий, доступных ресурсов и индивидуальных предпочтений определяется оптимальная технология.

Если ни одна из существующих технологий не подходит, возможно создание новой путём интеграции существующих.

Ключевые вопросы этапа:

  • Какие технологии существуют для производства подобных продуктов? 
  • Как выбрать оптимальную технологию?

Возможные цифровые артефакты: Документ «Анализ технологий».

Выбор технологии производства сильно зависит от вида проекта. В качестве технологии можно рассматривать программное обеспечение для производства цифрового продукта; язык программирования для создания приложения; выбор основных этапов создания продукта, включающих в себя, в том числе, и выбор программного обеспечения.

Например, производство мультфильма включает в себя множество этапов: создание эскизов персонажей, покадровый сценарий, отрисовка сцен и персонажей, создание анимаций, видеомонтаж и так далее. Для каждого из этих этапов может потребоваться подобрать соответствующее программное обеспечение.

В целом, технологию производства продукта можно определить как перечень основных этапов производства и соответствующий каждому этапу инструментарий.

Для начинающих можно предложить сравнить заданные преподавателем технологии и выбрать наиболее подходящую под условия проекта. Опытные учащиеся могут не только самостоятельно выбрать и сравнить существующие технологии, но и на их основе создать собственную, максимально подходящую для производства продукта их проекта.

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


Содержание
  • Пример задания на выбор технологии
  • Пример выполнения

Пример задания на выбор технологии

По поставленной преподавателем задаче, описании технологии и условий работы осуществить аргументированный выбор конкретной технологии производства продукта.

Задача

Изготовить оригинал-макет обложки DVD диска для печати на бытовых принтерах или передачи в типографию.

Описание технологии

Технология подготовки оригинал-макета обложки для диска относится к технологиям допечатной подготовки полиграфических изданий. В качестве результата предоставляется оригинал-макет будущего издания, то есть такой файл, который однозначно интерпретируется различными платформами и отображение (печать) которого полностью совпадает с макетом.

В настоящий момент наиболее распространенным финальным форматом таких файлов является PDF, хотя некоторые типографии могут принимать также файлы PS, EPS и даже сборку файлов1.

В качестве инструментария данной технологии используются:

  • издательские системы (программы вёрстки2),

  • графические и текстовые редакторы для подготовки данных,

  • утилиты для вывода3 издания и управления шрифтами.

Сходными продуктами, реализуемыми данной технологией могут быть: постеры, визитки, афиши, плакаты.

Условия работы

Так как использование программного обеспечения зависит от характеристик компьютеров, операционной системы и стоимости программного обеспечения, то перед выбором программы необходимо описать условия нашей работы, которые, безусловно, повлияют на наш выбор.

Мы будем работать в компьютерном классе нашей школы, оснащенной компьютерами Apple Macintosh iMac Intel Core Duo, с установленной операционной системой Snow Leopard (Mac OS X 10.6. Так как работа является учебной, то нам будет достаточно trial4 версий программ.

Требования к издательской системе (необходимый инструментарий)

  • Создание направляющих

  • Создание текстовых и графических фреймов

  • Помещение в соответствующие фреймы внешней графики и текста

  • Текстовые и графические5 стили

  • Привязывание объектов к направляющим

  • Выравнивание объектов друг относительно друга

  • Изменение порядка расположения объектов

  • Обкривление шрифтов

  • Создание линеек, плашек и виньеток

  • Менеджер ошибок (наличие шрифтов в системе, связь с помещенной графикой)

  • Экспорт в PDF, PS или EPS с установкой необходимого PPD, линиатуры, цветовой модели

Задание

  • Составить список программ, отвечающих требованиям, представленным в разделе «Требования к инструментарию»

  • Провести сравнительный анализ программ и сделать мотивированный выбор (в качестве дополнительных критериев сравнения возможно использовать доступность, стоимость, удобство интерфейса, скорость работы).

 

Примечания

1 Сборка файлов (collect, package) — папка, включающая в себя файл верстки, шрифты, графические и другие файлы, необходимые для точного воспроизведения оригинал макета.

2 Вёрстка – процесс расположения текстового и графического материала на полосе (странице) печатного издания. Тексты и изображения либо помещаются (копируются) в файл верстки, либо (предпочтительнее) в файл верстки помещаются ссылки на текстовые и графические файлы.

3 Вывод — процесс преобразования макета в формат, пригодный для передачи в типографию.

4 Trail — демонстрационная версия программы, ограниченная по сроку действия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Trial)

5 Графический стиль — совокупность оформительских характеристик объекта, к примеру, цвет, толщина и тип рамки, цвет фона, обтекание текстом и так далее.

 

Пример выполнения

 

Выбор технологии

В настоящий момент существует достаточно большое количество настольных издательских систем или программ вёрстки. Они предназначены для верстки, то есть процесса формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов.

Настольные издательские системы следует отличать от редакционно-издательских систем1, основное назначение которых — организация взаимодействия между редакцией и издательством для подготовки изданий.

По свидетельствам авторов полиграфического сайта ProDTP.ru, наиболее популярным профессиональным программам верстки на данный момент можно отнести следующие2: PageMaker, QuarkXPress, InDesign, FrameMaker, Ventura Publisher, TeX. Также существуют программы верстки начального уровня: Microsoft Office Publisher, векторный редактор программ AppleWorks. Среди Свободного Программного Обеспечения (СПО) к издательским системам относят Scribus и LaTex.

FrameMaker, Ventura Publisher, TeX и LaTex предназначены, в основном для верстки книг и технической документации, поэтому мы дальше их рассматривать не будем.

В настоящий момент программа Adobe PageMaker уже не выпускается и не поддерживается современными операционными системами, поэтому мы тоже исключим ее из рассмотрения.

Для операционной системы Mac OS X используется версия программы Scribus под названием Aqua Scribus.

В результате, для рассмотрения у нас остались следующие программы: QuarkXPress, Adobe InDesign, AppleWorks и Aqua Scribus.

Кроме функциональных возможностей, которые изложены в разделе «Требования к инструментарию», также будем сравнивать указанные программы по следующим критериям:

  • Лицензия/стоимость,

  • Наличие trial-версии

  • Отзывы пользователей

Информацию о возможностях программ мы будем брать из учебных пособий и описаний программ, опубликованных в Интернет:

  • QuarkXPress — https://files.quark.com/download/documentation/QuarkXPress/9/Russian/QXP_9.3_User_Guide_ru-ru.pdf

  • Adobe InDesign — http://adobe-education.ru/materials/teaching_materials_adobe_in_russian.php и http://www.adobe.com/support/indesign/gettingstarted/

  • Aqua Scribus — http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=58392 

  • AppleWorks — http://en.wikipedia.org/wiki/AppleWorks

Таблица сравнения программ

Критерий

QuarkXPress

Adobe InDesign

Apple Works

Aqua Scribus

Возможности

Создание направляющих

+

+

–

+

Создание текстовых и графических фреймов

+

+

+

+

Помещение в соответствующие фреймы внешней графики и текста

+

+

–

+

Текстовые и графические стили

+

+

Только текстовые

Только текстовые и для линий

Привязывание объектов к направляющим

+

+

–

Есть, но только через «Установки» программы

Выравнивание объектов

+

+

+

+

Изменение порядка расположения объектов

+

+

+

+

Обкривление шрифтов

+

+

-

+

Создание линеек, плашек и виньеток

+

+

+

+

Менеджер ошибок (наличие шрифтов в системе, связь с помещенной графикой)

+

+

–

+

Экспорт в PDF, PS или EPS с установкой необходимого PPD, линиатуры, цветовой модели

+

+

–

Есть, но без установки PPD и линиатуры

Другие критерии

Лицензия/стоимость

~$1000

~$1000

~$80

СПО

Наличие trial-версии3

+

+

+

Не требуется

Отзывы пользователей4

Отзывы в пользу InDesign5

Вывод

По итогам сравнения AppleWorks и Aqua Scribus оказались не полнофункциональными с точки зрения поставленной задачи; InDesign и QuarkXPress сравнимы по функциональности, однако предпочтения пользователей оказались на стороне InDesign, поэтому мы остановимся именно на этой программе.

 

Примечания

1 Новости полиграфии, http://news.pechatnick.com/index.phtml?id=2154; Редакционно-издательские системы на практике, http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9362&iid=397

2 Программы макетирования, http://www.prodtp.ru/index.php?act=recipes&CODE=03&id=120

 

3 При выборе программы следует учитывать, что trial версия InDesign — 30 дней, а QuarkXPress — 60 дней.

4 При описани программ, практически каждый автор отмечает достоинства описываемой программы и недостатки других, поэтому основное внимание при оценке уделялось именно отзывам пользователей — людей, которые профессионально занимаются издательскими технологиями.

5 Scribus - ваш опыт?, http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=43493;
InDesign V&S QuarkXPress, http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=25805

Другие материалы
  • Что такое проект?
  • Какой инструмент выбрать для проектов?
  • Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла