Место проектной деятельности в образовательном процессе

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Основные направления проектной деятельности

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) проектная деятельность и формирование метапредметных навыков, развиваемых проектной деятельностью, являются одними из ключевых требований к результатам освоения обучающимися образовательной программы.

Развитие различных метапредметных навыков, например, организационных, коммуникационных, аналитических и так далее, востребованных для реализации проектной деятельности, возможно как непосредственно в проектной деятельности, так и через предметные учебные задания. Это позволяет образовательным организациям использовать разные формы для реализации требований стандартов.

Можно выделить три основных направления реализации проектной деятельности: через предметы в урочной деятельности, через реализацию социальных проектов во внеурочной деятельности и через индивидуальный проект, предусмотренный стандартами старшей ступени образования в школе. Для тех образовательных организаций, которые открывают профильные и предпрофессиональные классы, возникает ещё одно направление — через спецкурсы и взаимодействие со специалистами из внешних организаций.

Предметные проекты

В рамках урочной предметной деятельности развитие проектных навыков реализуется через отдельные учебные задания, например, направленные на анализ источников информации, планирование, групповую работу, исследования, а также через групповые и индивидуальные учебные проекты, направленные, в том числе, и на отработку предметного содержания. Эти проекты могут быть как предметными, так и межпредметными.

Такие проекты могут включать в себя как весь проектный цикл, так и отдельные его этапы и, как правило, являются непродолжительными (от недели до двух месяцев в зависимости от предмета и количества часов по предмету в неделю). Предметные проекты и задания разрабатываются учителем и включаются в тематическое планирование по предмету. Межпредметные проекты разрабатываются методическими объединениями школы или группами учителей, каждый из которых включает свою часть проекта в тематическое планирование своего предмета.

Социальные проекты

Реализация социальных проектов во внеурочной деятельности может быть обязательной для каждого учащегося, что должно быть описано в образовательной программе школы, или добровольной. И в первом, и во втором случае школе потребуется создать специальную среду для поддержки внеурочной проектной деятельности, например, наличие мастерских и лабораторий, систему внеурочной деятельности, подразумевающую административную и педагогическую поддержку детских инициатив. Постановка спектаклей, организация концертов, проведение благотворительных акций, создание учебных пособий и так далее вполне могут стать ученическими проектами. Среда для поддержки внеурочной проектной деятельности планируется группой педагогов, включающей классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, а реализуется коллективными усилиями педагогов школы.

Обязательные проекты

Индивидуальный проект является обязательным требованием ФГОС среднего общего образования и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора, куратора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов или курсов в любой избранной области деятельности.

По своей сути индивидуальный проект в старшей школе является внеурочным, однако образовательная организация имеет право не только вводить в образовательную программу часы для консультирования учащихся, но и вводить курс по проектной деятельности для углублённого знакомства учащихся с проектным циклом.

Выбор тематики проекта определяется учащимися самостоятельно и бывает достаточно широк, поэтому школам имеет смысл заключать договоры с внешними организациями (вузами, колледжами, кванториумами и так далее) для обеспечения учащихся качественным экспертным консультированием по тематике проекта каждого учащегося.

Профильные проекты

Те образовательные организации, которые открывают профильные и предпрофессиональные классы, имеют возможность развивать проектные навыки и реализовывать проектную деятельность через спецкурсы. Проекты учащихся из таких классов могут быть разными по форме (групповые и индивидуальные) и реализовываться не только в школе, но и в других организациях, для чего школам необходимо вступать во взаимодействие с внешними организациями. Как правило, проекты включаются в программу работы таких классов как через тематическое планирование предпрофессиональных курсов, так и через внеурочную деятельность.

В отличие от индивидуальных проектов старшей школы, кураторами проектов профильных и предпрофессиональных классов могут становиться не только специалисты из школы, но и из других организаций.

Результаты проектной деятельности

Формирование проектных навыков через предметы и предметные учебные проекты на всех ступенях образования, социальные проекты во внеурочной деятельности в средней и старшей школе, индивидуальный проект и курс по проектной деятельности в старшей школе создают полноценную образовательную среду, позволяющую реализовывать ФГОС, а проектная деятельность в рамках профильных и предпрофессиональных классов расширяет возможности учащихся по реализации их индивидуальных траекторий развития.

Другие материалы
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты
  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Оценивание проекта