Цель проекта
- Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов
Поле паспорта «Цель проекта»
Цель проекта представляет собой определенный результат или итог, к которому стремится автор проекта в процессе его реализации.
Цель проекта определяет:
- какую проблему решает проект,
- каких результатов необходимо добиться для решения данной проблемы и
- что именно для этого необходимо сделать.
В минимальном варианте цель проекта представляется в виде связки между проблемой, которую решает проект, и продуктом, который данную проблему устраняет.
В расширенном варианте формулировка цели должна соответствовать SMART-критериям, то есть содержать описание продукта и решаемой проблемы, показатели измеримости результата, например, конкретные значения ожидаемых результатов проекта, базовые ограничения по ресурсам, обеспечивающие реалистичность поставленной цели, включая сроки окончания проекта, к которым данные результаты должны быть достигнуты.
Примеры различных формулировок цели проекта мы рассмотрели в статье «Постановка цели», посвященной соответствующему этапу проектного цикла.
При постановке цели по SMART-критериям поля паспорта проекта «Проблема проекта», «Продукт проекта» и «Результаты проекта» становятся избыточными и обычно не используются одновременно с полем «Цель проекта».
Для учебных проектов данное поле может задаваться преподавателем, тогда как для реальных проектов оно определяется самими участниками на основании исследования актуальности проблемы и возможных способов её решения, определяющих будущий продукт проекта.
В случае самостоятельного определения цели учащимися это поле остается редактируемым и уточняется по мере развития проекта. Соответственно, цель может корректироваться при поступлении новых данных в ходе работы над проектом.
Примеры формулировок целей проектов
Организация школьных мастер-классов по робототехнике для привлечения интереса детей к техническим наукам и развитию инженерных навыков.
Проведение фестиваля школьных театральных постановок для укрепления межшкольного взаимодействия и развития творческих способностей учащихся.
Реализация программы наставничества старшеклассников над младшими учениками для улучшения адаптации первоклашек к школьной жизни.
Повышение вовлечённости студентов в научную деятельность путём организации студенческой научно-исследовательской лаборатории.
Улучшение качества трудоустройства выпускников вуза путём создания базы стажировок и вакансий от партнёров института.
Организовать неделю популяризации здорового питания среди одноклассников, в результате которой 70% учеников класса будут регулярно употреблять овощи и фрукты в течение следующей четверти.
Силами выпускного класса за месяц подготовить и провести фестиваль народного творчества нашего края, в котором примут участие не менее 10 школьных коллективов для 100–150 привлечённых зрителей, а полученные материалы станут основой выставки краеведческого музея».
- S (конкретность): продукт — Фестиваль народного творчества
- M (измеримость): конкретные показатели успеха: количество участвующих коллективов не менее 10, число зрителей — от 100 до 150, дальнейшее применение материалов в музее
- A (достижимость): за указанный период силами класса реально собрать необходимое количество участников и привлечь внимание публики
- R (значимость): актуально и полезно для культурного воспитания учащихся, способствует сохранению традиций родного края
- T (ограниченность во времени): выполнение проекта ограничено месяцем
Запустить клуб юных журналистов, который проведёт серию интервью с известными жителями города, опубликует 10 статей в местной газете и соберёт аудиторию подписчиков более 50 человек в социальных сетях за полгода для профориентационного включения школьников в работу городской газеты.
SMART-критери:
- Конкретность: запуск клуба, серия интервью, публикация статей;
- Измеримость: 10 публикаций, 50 подписчико);
- Достижимость: реальные задачи для школьников, доступные ресурсы;
- Значимость: полезный проект для личного роста, приобретения журналистского опыта, знакомства с городскими деятелями и профоориентации учащихся;
- Ограниченность во времени: чёткий временной промежуток — полгода.