Критерии оценивания проекта по навыкам

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

В статье используются специальные термины, поэтому если вы не очень хорошо разбираетесь в критериальном оценивании, рекомендуем познакомиться со статьями:

  • Словарь критериального оценивания
  • Оценивание проекта

Модель оценивания по навыкам — одна из самых сложных моделей оценивания. Основное её преимущество в возможности выстроить систему критериального оценивания: оценивать развитие навыков учащегося в разных работах разных учебных дисциплин. Однако эта модель не даёт полноценной обратной связи на каждом этапе проектного цикла, поэтому, в рамках долгосрочных проектов, такой подход можно назвать отсроченным оцениванием. Несмотря на этот недостаток, модель оценивания по навыкам позволяет организовать формирующее оценивание, то есть показывать динамику развития навыка через оценку различных аспектов этого навыка.

Исходя из списка навыков, развивающихся в проектной деятельности, можно выделить следующие группы навыков:

  • Исследовательские навыки
  • Навыки планирования
  • Навыки создания
  • Аналитические навыки
  • Навыки групповой работы
  • Рефлексивные навыки
  • Коммуникационные навыки

Далее будут даны описания каждого критерия и перечислены их аспекты, то есть конкретные характеристики предмета оценивания. Именно оценки каждого аспекта дают основу для обобщающей оценки критерия.

Исследовательские навыки

Отражает успешность учащегося в развитии исследовательских навыков на всём протяжении проекта: умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, формулировать исследовательские вопросы, выявлять и доказывать актуальность проблемы, грамотно формулировать цель проекта на основе проведённых исследований, проводить анализ подобных продуктов, выявлять критерии успешности продукта.

Аспекты:

  • Качество формулировки исследовательских вопросов;
  • Качество отбора источников информации;
  • Качество исследования критериев успешности продукта;
  • Качество оценки ресурсов Качество анализа подобных продуктов;
  • Обоснованность выбора технологии создания продукта;
  • Обоснованность выбора тестов продукта.

Навыки планирования

Отражает успешность учащегося в развитии навыков планирования на всём протяжении проекта: умение грамотно ставить цель проекта в соответствии со smart-критериями и цели каждого этапа, разбивать цели на задачи, осуществлять календарное планирование, создавать необходимые схемы, чертежи, сценарии и разработки, необходимые для создания продукта. Разрабатывать методы тестирования продукта.

Аспекты:

  • Качество формулировки цели проекта;
  • Обоснованность выбора продукта проекта;
  • Качество разбиения на задачи;
  • Логичность последовательности задач;
  • Логичность календарного планирования;
  • Состав и качество материалов разработки (эскизы, сценарии, алгоритмы, схемы);
  • Качество созданной (выбранной) технологии для создания продукта.

Навыки создания

Отражает успешность учащегося в развитии навыков создания продукта на всём протяжении проекта: умение создавать качественный продукт необходимого уровня сложности, оптимизировать процессы выполнения задач, качественно организовывать и проводить замеры качества, соблюдать регламенты и протоколы используемых технологий.

Аспекты:

  • Уровень сложности продукта;
  • Качество продукта;
  • Оптимальность процесса создания продукта;
  • Соблюдение техники безопасности;
  • Качество организации тестов продукта и цели проекта.

Аналитические навыки

Отражает успешность учащегося в развитии аналитических навыков на всём протяжении проекта: умение критически относиться к своей деятельности, оценивать результаты своего и чужого труда, составлять список необходимых изменений, анализировать перспективы развития проекта и его влияния на будущее.

Аспекты:

  • Качество анализа продукта (по критериям успешности);
  • Качество анализа сильных и слабых сторон продукта;
  • Качество оценки достижения цели;
  • Качество оценки перспектив развития проекта.

Навыки групповой работы

Отражает успешность учащегося в развитии навыков групповой работы на всём протяжении проекта: знание различных регламентов группового взаимодействия, умение учащихся соблюдать и модифицировать эти регламенты для более конструктивного взаимодействия рабочей группы, ответственное и уважительное отношение к членам группы, знание различных ролей в группе и умение соблюдать выбранную роль.

Аспекты:

  • Активное участие в обсуждениях;
  • Принятие на себя ответственности за задачи;
  • Соблюдение дедлайнов;
  • Соблюдение функционала роли в проектной команде.

Рефлексивные навыки

Отражает успешность учащегося в развитии рефлексивных навыков на всём протяжении проекта: умение анализировать влияние проекта на свои знания, умения и понимание проблематики проекта.

Аспекты:

  • Качество анализа процесса проекта
  • Качество оценки развития личных навыков
  • Качество оценки личных целей
  • Качество оценки расширения понимания проблематики проекта
  • Своевременность заполнения рефлексивного дневника и качества записей в нём

Коммуникационные навыки

Отражает успешность учащегося в развитии коммуникационных навыков на всём протяжении проекта: умение следовать требованиям деловой коммуникации, составлять отчётную документацию, представлять свои идеи и результаты своего труда согласно регламенту.

Аспекты:

  • Качество отчётной документации по исследованию
  • Качество отчётной документации по этапу планирования
  • Качество отчётной документации по созданию продукта
  • Качество сопроводительной документации по продукту
  • Качество отчётной документации по оценке продукта

Эта модель оценивания включена в справочник конструктора проектов «Среда управления проектами и исследованиями» и позволяет куратору проекта выбирать те критерии, которые соответствуют его дидактическим целям. То есть, фактически, те навыки, которые педагог собирается развивать своим проектом.

Читайте также:

  • Что такое проект?
  • Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла