Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Информационные технологии в образовании

Мир стремительно меняется! Вместе с ним меняются и подходы к тому, как и чему учить наших детей! Ещё совсем недавно использование компьютера на уроке воспринималось как инновация: об этом выступали на конференциях, проводились исследования и писались доклады. Но в настоящий момент цифровые технологии в образовательном процессе стали настолько привычны, что вряд ли это кого-то удивит.

  • Online-курсы;
  • Виртуальные лаборатории;
  • Цифровые образовательные ресурсы;
  • Сетевые тренажёры и системы тестирования.

Вот далеко не полный список цифровых ресурсов, используемых в обучении с применением IT-технологий.

Однако информационные технологии используются в образовании не только для электронного обучения. Всё чаще и чаще производители сервисов для бизнеса обращают своё внимание на образование. Так появились электронный дневник и электронный журнал, а разработчики интеллектуальных карт и инструментов для сетевых презентаций уже давно начали включать в свои решения шаблоны для учебных нужд.

Использование цифровых технологий в образовательном процессе не просто автоматизировало рутинные процессы, но и коренным образом изменило сами подходы к учебному процессу, сделав его практико-ориентированным, приближенным к тем процессам, с которыми столкнутся будущие выпускники, когда придут на работу.

Именно поэтому в школе всё чаще используются инструменты, созданные для производственных целей «взрослого мира»:

  • Сетевые документы, таблицы и презентации;
  • Мессенджеры, форумы и другие средства оперативной коммуникации;
  • Календари;
  • Онлайн-конференции;
  • Облачные хранилища.

Вот неполный список того, что учителя уже давно используют для обучения.

Проблема цифровизации образования

Однако путь внедрения компьютерных технологий в учебную практику имеет и ряд рисков. С одной стороны, существует ещё достаточно большое количество цифровых инструментов, которые могли бы повысить эффективность учебного процесса, но сложность освоения таких решений оставляет их на периферии педагогического внимания. С другой стороны, нормального родителя начинает пугать «увлечение» школы компьютерными технологиями.

Со второй проблемой, к сожалению, сделать ничего нельзя, так как страх нового («Нас учили не так!») естественен. Однако понимание того факта, что цифровые технологии не заменяют живого общения, а являются лишь инструментами, избавляющими ученика и учителя от рутины, и грамотное просвещение родителя со стороны школы могут минимизировать такие опасения. Действительно, наши дети с младенчества окружены компьютерами со всех сторон:

телефон в кармане,
телевизор в комнате,
кассовый аппарат в магазине,
даже пылесос — не говоря уже об «умных» колонках с искусственным интеллектом.

Всё это уже давно стало реалиями нашего мира, и необходимо это просто принять!

А вот первая проблема — сложность «взрослого» инструментария — к сожалению, сама собой не решится. Целые пласты человеческой деятельности, знакомство с которыми могло бы улучшить учебный процесс, до сих пор остаются за пределами учебных заведений. И если для математического моделирования уже стали появляться виртуальные лаборатории, то:

полиграфия,
анимация,
управление проектами,
3D и 4D моделирование,
и многое другое,

что, при адаптации для образовательных целей, могло бы с лёгкостью использоваться на уроках, но остаётся за пределами школ из-за низкого внимания ИТ-компаний, производящих соответствующие продукты, к образовательной сфере.

Что такое хороший цифровой инструмент для школьника?

Какие же требования должны предъявляться к цифровым продуктам, адаптированным для дидактических целей?

  • Во-первых, они должны иметь привычный и простой интерфейс.
  • Во-вторых, включать в себя только тот функционал, который востребован и может быть реально освоен школьником.
  • В-третьих, иметь систему onboarding (так же, как и в компьютерных играх, когда нового игрока система обучает основам игры).
  • И, конечно, содержать контекстные подсказки, позволяющие учащемуся в любой момент «подсмотреть», как правильно пользоваться той или иной функцией.

Понимание этих требований позволит руководителю образовательного учреждения грамотно сформулировать заказ своей методической службе на выбор и включение ИТ-инструментов в образовательную деятельность школы.

И такие инструменты уже начали появляться! Ярким примером служит конструктор проектов «Среда управления проектами и исследованиями» ГлобалЛаб, который не только решает дидактические задачи, но и знакомит детей с основами проектного менеджмента.

Посмотрите обзор функциональных возможностей среды управления проектами и исследованиями.