Эффективная организация занятий онлайн

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Индивидуальный подход — путь повышения эффективности образования

Перед любым руководителем образовательного учреждения, стремящегося вывести свою организацию в топ рейтинга, рано или поздно встаёт вопрос об индивидуализации обучения.

Индивидуальный подход к учащемуся — это вовсе не дань моде и не стремление угодить запросам взыскательных родителей, а назревшая необходимость повышения эффективности образовательного процесса.

К основным способам реализации данного подхода относят:

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся, реализуемый через создание учебной среды, в которой материал изложен в разных формах: вербальной, визуальной или аудиальной, и через субъектное оценивание работ учащегося преподавателем;
  • реализация технологий смешанного обучения, когда часть материала осваивается непосредственно с педагогом, а часть — через самостоятельную работу с ИТ-приложениями или на онлайн-занятиях.

Онлайн-образование, в свою очередь, реализуется через:

  • организацию дистанционных встреч учащихся с педагогом;
  • реализацию асинхронного подхода, позволяющего в полной мере учесть возможности ребенка, как по времени доступа к учебным материалам, так и по скорости их освоения.

Асинхронное обучение

Асинхронный подход известен ещё с начала XX века, когда учебные материалы пересылались по почте. В 80-е годы прошлого века произошёл первый технологический прорыв, когда к печатным материалам добавились аудио- и видеозаписи. И, конечно, решающую роль в его распространении сыграла компьютеризация школ, а особенно, возможность обывателя иметь постоянный доступ к Интернету.

В настоящий момент основной сегмент в асинхронном обучении занимают курсы онлайн-образования. Обучающие курсы онлайн, как правило, включают в себя структурированные материалы в разных форматах, удобных для слушателя, онлайн-тесты и тренажёры, позволяющие получить необходимые навыки и проверить качество усвоения материала.

Однако, у предлагаемой технологии есть и минусы:

  • её сложно использовать в классно-урочной системе, где контроль знаний должен осуществляться синхронно;
  • слабые возможности организовать практические работы.

Ответом на последний вызов является внедрение в учебный процесс проектных технологий.

Проектное обучение как средство индивидуализации

Метод проектов уже давно используется в обучении, но лишь развитие сетевых технологий позволило ему перейти на совершенно новый уровень.

Ученик больше не остаётся один на один с проектными заданиями, а имеет возможность в удобное для него время получать консультации куратора, обсуждать ход работы со своими товарищами, видеть динамику хода работы и её промежуточные результаты.

Существует много сетевых инструментов управления проектами, так как эта технология давно и успешно используется в бизнесе. Однако в последнее время перед методистами образования встал вопрос адаптации этих инструментов для дидактических нужд. В результате стали появляться конструкторы проектов для образовательных организаций.

Кроме привычных досок планирования такие конструкторы включают в себя:

  • систему сбора статистики по действиям пользователя, позволяющую педагогу проводить объективное оценивание участников проекта;
  • рефлексивные дневники; 
  • систему подсказок, объясняющих назначение каждого этапа или полей для установочной информации; 
  • возможности восстановления случайно удалённых материалов;
  • инструменты напоминания о дедлайнах, действиях других участников и любых событиях, произошедших в проекте;
  • и, конечно, широкие возможности взаимодействия с педагогом.

Работая в таком конструкторе, обучающийся получает опыт реальной работы, попутно развивая целый спектр навыков и осваивая новый учебный материал.

Использование сетевых конструкторов проектов позволяет не только нивелировать известные недостатки онлайн-обучения, но и повысить практическую ценность обучения и эффективность образования в целом.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс
  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Какой инструмент выбрать для проектов?
  • Реализация субъект-субъектного подхода через проекты
  • Зачем учителю проекты?