Цифровой конструктор — сетевой инструмент, являющийся совокупностью других инструментов для организации цикла проекта и управления проектом.
В минимальный комплект такого инструмента, как правило, входят инструменты для:
- фиксации установочной информации;
- набора участников проекта;
- верхнеуровневого планирования (создания этапов);
- низкоуровневого планирования и управления задачами этапов.
Также, цифровые конструкторы проектов позволяют:
- реализовывать разные ролевые модели, например, куратор, участник, наблюдатель;
- управлять несколькими однотипными проектами (что бывает удобно для реализации учебных проектов, выполняемых каждым студентом или школьником);
- собирать статистику по действиям участников проекта;
- проводить качественное (например, критериальное) оценивание действий участников проекта и результатов каждого этапа;
- собирать и готовить отчётные материалы по проекту;
- получать описание этапов или полей для установочной информации;
- создавать и контролировать дедлайны этапов и задач;
- контролировать процесс работы над проектом через фиксацию действий пользователей;
- создавать и хранить документы и другие артефакты проекта;
- обсуждать этапы, документы и задачи проекта.
Инициатор проекта (преподаватель, куратор, студент) создаёт кабинет проекта, выбирает и заполняет необходимые поля паспорта проекта, выбирает и настраивает этапы проекта (устанавливает дедлайны, загружает установочную информацию для каждого этапа), приглашает участников проекта. В случае учебного проекта он также настраивает систему оценивания.
Участники проекта на каждом этапе создают и управляют задачами проекта, ведут обсуждения друг с другом, запрашивают консультации у куратора, создают цифровые документы и другие артефакты проекта, публикуют промежуточные и итоговые результаты проекта.
Цифровые конструкторы проектов позволяют реализовать практико-ориентированный подход к обучению, внедряют наиболее успешные практики смешанного обучения, могут быть использованы как в асинхронном обучении, так и в классно-урочной системе, как в академической, так и во внеурочной деятельности, то есть позволяют реализовать очень широкий спектр педагогических методик и технологий.
Если конструктор проектов позволяет создавать собственные этапы, то с его помощью можно реализовать любой проект, так как конструктор — это настраиваемый инструмент под произвольный технологический цикл.
Цифровые конструкторы удобны как для обучения проектной деятельности, так и для реализации учебных и реальных проектов.