Конструктор проектов

Виталий Лебедев,
методолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Под конструктором проектов обычно понимают инструмент или совокупность инструментов и материалов, позволяющих создать технологический цикл проекта — выбрать этапы проекта и осуществлять управление проектом: ставить, реализовывать и контролировать задачи проекта.

Конструкторы проектов в основном применяются в образовании, но могут быть использованы и в реальной проектной деятельности.

На текущий момент существует два основных типа конструкторов проектов:

  • Карточный
  • Цифровой

Карточный конструктор проектов

Такой конструктор представляет собой набор карточек с названиями этапов проекта и несколько наборов карточек для детализированных технологических циклов проектов определённого вида.

Верхнеуровневое управление проектом осуществляется путём выбора карточек с этапами, низкоуровневое планирование — путём ответов на вопросы, заполнения таблиц и чек-листов, расположенных на обратных сторонах карточек технологического цикла.

Карточный конструктор ориентирован на обучение проектным подходам школьников и студентов. Фактически каждая карточка является учебным заданием, позволяющим освоить тот или иной этап или подход к решению задач проекта.

Получив задание или установочную информацию, учащиеся выбирают и расставляют карточки в необходимой последовательности и выполняют задания на оборотной стороне карточек.

Карточные конструкторы также могут быть реализованы с помощью сетевых досок, куда загружаются изображения всех карточек, а участники проекта располагают их в нужной последовательности.

С примером карточного конструктора проектов можно познакомиться на сайте «Педагогическое конструкторское бюро».

В состав конструктора входят:

  • Набор карточек «Этапы проекта» с контрольными вопросами на оборотной стороне карточек.
  • Набор карточек «Технологии» с заданиями и инструкциями для данного этапа.

Цифровой конструктор проектов

Цифровой конструктор — сетевой инструмент, являющийся совокупностью других инструментов для организации цикла проекта и управления проектом.

В минимальный комплект такого инструмента, как правило, входят инструменты для:

  • фиксации установочной информации; 
  • набора участников проекта;
  • верхнеуровневого планирования (создания этапов); 
  • низкоуровневого планирования и управления задачами этапов.

Также, цифровые конструкторы проектов позволяют:

  • реализовывать разные ролевые модели, например, куратор, участник, наблюдатель;
  • управлять несколькими однотипными проектами (что бывает удобно для реализации учебных проектов, выполняемых каждым студентом или школьником);
  • собирать статистику по действиям участников проекта;
  • проводить качественное (например, критериальное) оценивание действий участников проекта и результатов каждого этапа;
  • собирать и готовить отчётные материалы по проекту;
  • получать описание этапов или полей для установочной информации;
  • создавать и контролировать дедлайны этапов и задач;
  • контролировать процесс работы над проектом через фиксацию действий пользователей;
  • создавать и хранить документы и другие артефакты проекта;
  • обсуждать этапы, документы и задачи проекта.

Инициатор проекта (преподаватель, куратор, студент) создаёт кабинет проекта, выбирает и заполняет необходимые поля паспорта проекта, выбирает и настраивает этапы проекта (устанавливает дедлайны, загружает установочную информацию для каждого этапа), приглашает участников проекта. В случае учебного проекта он также настраивает систему оценивания.

Участники проекта на каждом этапе создают и управляют задачами проекта, ведут обсуждения друг с другом, запрашивают консультации у куратора, создают цифровые документы и другие артефакты проекта, публикуют промежуточные и итоговые результаты проекта.

Цифровые конструкторы проектов позволяют реализовать практико-ориентированный подход к обучению, внедряют наиболее успешные практики смешанного обучения, могут быть использованы как в асинхронном обучении, так и в классно-урочной системе, как в академической, так и во внеурочной деятельности, то есть позволяют реализовать очень широкий спектр педагогических методик и технологий.

Если конструктор проектов позволяет создавать собственные этапы, то с его помощью  можно реализовать любой проект, так как конструктор — это настраиваемый инструмент под произвольный технологический цикл.

Цифровые конструкторы удобны как для обучения проектной деятельности, так и для реализации учебных и реальных проектов. 

Конструктор проектов ГлобалЛаб

Одной из наиболее удачных реализаций цифрового конструктора проектов является «Среда управления проектами и исследованиями» ГлобалЛаб, созданная специально для проектного обучения.

В состав конструктора входят следующие инструменты:

  • Паспорт — для установочной информации.
  • Участники — для приглашения участников и назначения ролей.
  • Этапы — для организации верхнеуровневого планирования, обсуждения, создания и управления задачами и материалами проекта.
  • Результаты — для быстрого доступа к материалам проекта из этапов, помеченных как результаты.
  • Оценивание — для визуализации статистики и организации оценивания участников проекта и результатов этапов.
  • Рефлексия — личные рефлексивные дневники участников проекта.
  • История — фиксация всех действий пользователей.
  • Уведомления — настройка типов событий в проекте, о которых пользователь хочет получать информацию, и хранение информации об этих событиях.
  • Корзина — место для хранения и восстановления удалённых материалов.

Использование современных цифровых инструментов для создания и управления проектами, ориентированными на образовательные нужды, не только упрощает работу преподавателя, но и способствует грамотному развитию проектных навыков у учащихся.

Читайте также:

  • Цифровое решение для проектов в образовании