Проект как инструмент измерения образовательных результатов

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Компетентностный подход к образованию, активно внедряемый в последние годы, ставит перед школами задачу оценки образовательных результатов выпускников как набора ключевых компетенций. Стандарт выделяет три типа образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. Современные методы измерения сосредоточены преимущественно на предметных результатах, что даёт неполное представление о формировании учебных и трудовых компетенций.

Проект позволяет получить работу

Один из инструментов, призванных восполнить этот пробел, — индивидуальный проект, предусмотренный образовательными стандартами. Тем не менее, несмотря на введение проекта, он редко принимается во внимание при поступлении в вузы, колледжи или приёме на работу. Недостаточное внимание к индивидуальным проектам объясняется сложившейся практикой, когда профессиональные компетенции считаются прерогативой вузов и компаний, а школы подходят к данному вопросу формально.

Решением проблемы могло бы стать продуманное внедрение проектной деятельности в учебный процесс и выделение значимых характеристик проекта, отражающих требуемые вузами и работодателями компетенции.

Давайте попробуем определить те способности учащихся, проявляемые в проектной деятельности, которые являются значимыми для указанных адресатов с одной стороны, и позволяют оценить развитие метапредметных и личностных навыков, определенных стандартами образования, с другой.

  • Определять чёткую и достижимую цель, связанную с личными интересами и имеющей прикладную ценность.
  • Анализировать свой предыдущий опыт и понимать, где и как приобрести недостающие навыки.
  • Планировать и проводить исследования, выбирать надёжные источники информации и обосновывать критерии успешности продукта.
  • Логично и ясно отражать результаты исследования.
  • Применять полученные знания и навыки в новой ситуации, приобретать новые знания и навыки по мере необходимости.
  • Демонстрировать самостоятельность, инициативу и творчество в решении задач.
  • Владеть навыками самоорганизации, сотрудничества и коммуникации.
  • Осуществлять оценку и модернизацию продукта и процесса его создания.
  • Проводить рефлексию относительно развития своих навыков и темы проекта.

Безусловно, при таком подходе невозможно оценить все предметные результаты.

Однако это и не требуется (так же, как, например, для поступления в вуз не требуется сдавать экзамены по всем предметам школьной программы)! Значительно ценнее то, что необходимые для проекта предметные навыки применяются в реальной целенаправленной деятельности, что и является проявлением компетенции.

Следовательно, для того чтобы подобный проект полноценно отражал ожидаемые вузом или работодателем компетенции, необходимо, чтобы тема проекта отражала оцениваемые субъектом принятия решений предметные компетенции (то есть была связана с теми предметами, которые актуальны для конкретного вуза или работодателя).

Таким образом, учёт результатов индивидуального проекта как одного из основных образовательных результатов выпускника не только повысит качество образовательного процесса, но и позволит эффективнее готовить выпускников к будущей профессии.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Эффективная организация занятий онлайн
  • Оценивание проекта
  • Критериальное оценивание проектов
  • Реализация субъект-субъектного подхода через проекты