Разработка методов тестирования продукта

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Этот этап является частью обобщённого этапа «Разработка и планирование» в рамках проектного цикла и идёт после этапа «Исследование критериев успешности продукта». Этап предназначен для разработки методов оценки успешности проекта.

На данном этапе определяется методика оценки результатов, составляется список необходимых мероприятий и выбираются техники для измерения.

Ключевые вопросы этапа: Как измерить результат? Какие действия необходимы для оценки успешности результата?

Возможные цифровые артефакты: документ «Методы тестирования продукта».

Особенностью данного этапа является то, что планируемые методы тестирования должны не только определить качество продукта, но и оценить его соответствие заявленным целям проекта, то есть ответить на вопрос: «Насколько продукт решает проблему проекта?».

Все тесты можно условно разделить на две категории: промежуточные и итоговые. Результаты промежуточных тестов помогают понять, насколько правильно выбрана технология производства продукта, и внести изменения как в технологию, так и в критерии успешности. Итоговые тесты определяют качество продукта и результативность проекта.

Перед началом этого этапа преподавателю рекомендуется ознакомить учащихся с особенностями различных типов тестирования и областями их применения.

Разработка методов тестирования продукта включает не только описание самого метода, но и определение контролируемых параметров, диапазонов допустимых значений каждой из метрик, а также календарное планирование проведения тестов.

 

Посмотреть Cправочник по настройке этапов  >>

Познакомиться со Средой управления проектами и исследованиями   >>

 


<<  К предыдущему этапу  |   К следующему этапу  >>


Содержание
  • Пример задания на разработку методов тестирования продукта
  • Пример выполения

Пример задания на разработку методов тестирования продукта

Задача тестирования продукта — определить уровень достижения качественных характеристик продукта на основе критериев успешности продукта. 

  1. Определите один или несколько видов тестов, в зависимости от типа продукта:
    • Анкетирование потребителей.
    • Тестирование продукта.
    • Тестирование продукта в реальных условиях.
    • Экспертное мнение.
    • Оценка по спецификации (для объективных количественных и качественных показателей достижимость критерия оценивается по достижению качественного или количественного уровня).
  2. Продумайте и опишите:
    • Условия проведения каждого теста.
    • Контролируемые параметры.
    • Для анкетирования потребителей и изучения экспертного мнения составьте список вопросов для потребителей и экспертов.
  3. Спланируйте время и способ проведения каждого теста.

Для обоснованного выбора тестов рекомендуется познакомиться с описаниями разных видов тестов.

 

Пример выполения

 

Проект «Тесты по математике»

Цель: Разработать тесты для повышения на 30% успеваемости 8 класса по алгебре по итогам диагностической работы в конце 1 четверти.

Ключевая характеристика: Качество знаний.

Минимальное значение, при котором проект можно считать успешным: 30%

Критерии успешности продукта

  • Тип тестов
  • Сложность заданий
  • Количество заданий
  • Выбор сложности заданий
  • Темы 
  • Доступность
  • Дидактичность
  • Корректность заданий
  • Эргономичность

Виды тестов и контролируемые параметры

  • Оценка по спецификации
    • Тип тестовых заданий
    • Количество заданий
    • Выбор сложности заданий
    • Темы
    • Доступность
  • Экспертная оценка на основании тестирования продукта
    • Сложность заданий
    • Дидактичность
    • Корректность заданий
    • Анкетирование пользователей
  • Эргономичность
  • Проверка ключевой характеристики
    • Тестирование продукта в реальных условиях

Разработка тестов

Оценка по спецификации

Заполнение таблицы уровня качества критериев вместе с куратором проекта не позднее 1 ноября.

Экспертная оценка

Анкетирование не менее трёх экспертов (учителей математики нашей школы) на основе прохождения компьютерного теста не позднее 7 ноября.

Вопросы для анкеты:

  • Насколько корректно задания распределены по уровням сложности (оцените по шкале от 1 до 10)?
  • Насколько корректны формулировки заданий (оцените по шкале от 1 до 10)?
  • Насколько материалы по ссылкам соответствуют заданиям  (оцените по шкале от 1 до 10)?
  • Насколько материалы по ссылкам могут помочь при самостоятельной подготовке  (оцените по шкале от 1 до 10)?
  • Укажите номера заданий не соответствующих указанным для них уровням и необходимый уровень сложности.
  • Укажите номера некорректно сформулированных заданий.
  • Укажите номера заданий к которым даны ссылки на несоответствующие им материалы.
Анкетирование пользователей

Не позднее 10 ноября провести тестирование продукта не менее, чем для пяти восьмиклассников.

Вопросы:

  • Оцените понятность формулировок заданий по шкале:
    • Большинство формулировок не понятны
    • Меньшинство формулировок не понятны
    • Есть отдельные непонятные заданиям
    • Все задания понятны
  • Для заданий с непонятными формулировками укажите номера заданий.
  • Оцените удобство управления тестом:
    • Понято, куда вставлять ответ (оцените по шкале от 1 до 10)
    • Понятно, как перейти к следующему заданию (оцените по шкале от 1 до 10)
    • Понятно, как выбрать уровень сложности задания (оцените по шкале от 1 до 10)
    • Понятно, какому уровню сложности относится текущее задание (оцените по шкале от 1 до 10)
    • Понятно, как выбрать тему (оцените по шкале от 1 до 10)
    • Понятно, к какой теме относится текущее задание (оцените по шкале от 1 до 10)
    • Понятно, куда нажимать, чтобы посмотреть материалы по теме задания (оцените по шкале от 1 до 10)
    • Интерфейс теста мне понятен, я не испытывал сложностей по управлению тестом

План проверки ключевой характеристики

  • Публикация тестов в сети со свободным доступом учащихся до 15 ноября.
  • Договориться с учителем математики 8 классов о том, чтобы он выдал данные тесты учащимся в виде рекомендованного домашнего задания. Зафиксировать фамилии учащихся, проходивших тесты.
  • Договориться с учителем математики 8 класса о проведении тестирования в одном или нескольких классах параллели на уроке не позднее 25 ноября.
  • Сравнить результаты учащихся, проходивших тесты в качестве рекомендованного домашнего задания и тех, кто не проходил эти тесты дома.

 

Другие материалы
  • Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла
  • Критериальное оценивание проектов
  • Роль анализа ресурсов в проекте