Роль анализа ресурсов в проекте

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

 

Проектная деятельность — мощный инструмент развития у учащихся широкого спектра навыков: от умения формулировать проблему и разрабатывать план её решения до критического мышления и умения работать в команде. Однако, успех любого проекта, независимо от его масштаба, напрямую зависит от тщательного анализа необходимых и доступных ресурсов. Без такого анализа даже самая гениальная идея может остаться нереализованной.

Анализ ресурсов — это процесс определения всех ресурсов, необходимых для успешной реализации проекта, а также оценки того, какие из этих ресурсов уже имеются в наличии, а какие необходимо будет искать или создавать.

На этапе Исследования анализ ресурсов играет ключевую роль в определении реалистичности проекта. Оценка доступных ресурсов помогает скорректировать масштаб и сложность проекта, чтобы он соответствовал возможностям учащихся. Например, если для создания сложного робота требуется дорогостоящее оборудование, которое недоступно, можно пересмотреть задачу и сосредоточиться на более простой модели или использовать альтернативные материалы.

Обучение учащихся проведению такого анализа развивает их навыки планирования, организации, критического мышления и ответственности, что является важным вкладом в их будущее развитие. В конечном итоге, успешный проект, основанный на грамотном анализе ресурсов, становится ценным опытом, формирующим у учащихся уверенность в своих силах и мотивирующим их на дальнейшие достижения.

При анализе ресурсов учащиеся нередко концентрируются на одном–двух типах, например, материальных или финансовых, упуская из виду информационные, организационные, административные или человеческие. Чтобы помочь начинающим проектную деятельность учащимся грамотно подготовиться к разработке проекта, рекомендуется использовать классификатор ресурсов. Это позволит им глубже изучить проблему и охватить более широкий спектр ресурсов, необходимых для проекта.

 

Виды ресурсов

Материальные

  • Материалы
    К примеру, доски и  шурупы для производства скворечника; бумага и картриджи для тиражирования программок.
  • Инструменты
    К примеру, компьютер для вёрстки; рубанок, пила, шуруповёрт и дрель для производства скворечника; световая и звуковая аппаратура для показа спектакля.

Информационные

  • Печатные источники
    К примеру, инструкции по эксплуатации инструментов, описание технологий, архивы для сбора данных.
  • Онлайн-ресурсы 
    Сайты, включая графику, аудио и видео.
    К примеру, видео-инструкция по переплёту для производства книжки, справочник по языку программирования для создания чат-бота.
  • Носители знаний (эксперты)
    К примеру, учителя способные оценить качество образовательного события; старшеклассники, которые проводили в прошлом подобные планируемой акции.

Организационные

  • Носители умений
    К примеру, мастер-классы, по работе с гончарным кругом; онлайн-курсы по вёрстке для создания макетов книг; учитель начальных классов, владеющий оригами для подготовки к мастер-классу.
  • Помещения 
    В том числе специфические, например, мастерские, лаборатории и т.п.
    К примеру, школьный класс для репетиций спектакля и актовый зал для показа; столярная мастерская для производства скворечника; школьный двор для проведения благотворительной ярмарки

Административные 

Согласование акций, доступ к помещениям, доступ к документам.
К примеру, завуч для согласования репетиций в помещениях школы; директор школы, для подписания приказа о снятии участников благотворительного концерта с уроков; учитель, сопровождающий волонтёров в детский дом.

Финансовые

К примеру, деньги на закупку материалов для поделок на Благотворительную ярмарку; оплата автобуса до детского дома.

Человеческие 

  • Специалисты, выполняющие отдельные задачи
    К примеру, художник для рисования иллюстраций к программке спектакля; ведущие концерта; аранжировщик песен.
  • Волонтёры для проведения акций, помощники
    К примеру, одноклассники для проведения дидактической игры; дежурные в гардеробе во время проведения концерта; старшеклассники, готовые погрузить подарки для детского дома в грузовик.

Временные

  • Личные
    Сколько времени потребуется на каждый этап производства продукта, а также на сбор данных, закупку материалов, изучение технологий
  • Объективные
    Сколько времени потребуется на процессы, не зависящие от автора проекта.
    К примеру, время на прохождение долгой химической реакции; время на выращивание семян; время на репетиции номеров к концерту; время на печать в типографии и так далее.

 

Другие материалы
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Организация проектной деятельности. Кадровая проблема
  • Роль анализа ресурсов в проекте