Словарь критериального оценивания

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Цель и объект оценивания

Цель оценивания (в образовании) — дидактический результат, которого необходимо достичь. Например, определение готовности учащегося к освоению следующей темы.

Объект оценивания:

  • продукт деятельности (например, доклад, текст решения контрольной работы);
  • процесс (например, выполнение алгоритма, соблюдение технологии);
  • личностные или индивидуальные качества учащегося (например, уровень развития навыка, социальная активность, грамотность, умение решать задачи).

Оценка и отметка

Оценка — вывод о качестве объекта оценивания, сформулированный в соответствии с поставленной целью. Как правило, она представляет собой текст с описанием качества объекта.

Пример: 
«Доклад выполнен с соблюдением всех требований, глубоко, детально и доказательно раскрывает тему, однако содержит незначительные орфографические ошибки; в целом может быть рекомендован для представления на конференции.» 

Отметка — визуальное символьное или графическое отображение оценки. Без описания уровней качества она становится практически неинформативной.

Например, в традиционной системе оценивания:

  • «5» соответствует отличному качеству
  • «2» — неудовлетворительному.

Критерии и аспекты оценивания

Критерий оценивания — отдельная характеристика объекта оценивания.

Например, знание формул основных законов, умение применять формулы для решения задач, качество оформления.

Как правило, критерии стараются делать независимыми, чтобы при возникновении неуспешности позволять учащему концентрироваться  на вполне конкретном критерии. Такой подход требует определённой формулировки учебных заданий.

В приведённом выше примере, если просто дать учащемуся решать задачи, то невозможно будет оценить: он не справился, так как не знает формул, или так как не умеет их применять; если же в одном задании попросить выписать формулы по названию законов, а в другом дать несколько готовых формул и попросить решить задачи, используя их, то оценка по критериям станет более объективной.

Описание критерия — текст раскрывающий смысл критерия, который необходим для одинакового понимания сути критерия всеми участниками образовательного процесса.

Пример описания критерия «Рефлексия»

Критерий отражает успешность учащегося в развитии рефлексивных навыков на всём протяжении проекта: умение анализировать влияние проекта на свои знания, умения и понимание проблематики проекта.

Аспект критерия — отдельная характеристика критерия, которая может быть проявлена в работе (объекте оценивания). Часто формулировка и описание критерия имеют достаточно общий характер и не способны учесть специфики проекта (например, возраста и опыта учащихся, специфики предметной области). Разбиение критерия на аспекты позволяет сделать оценивание более прозрачным и объективным.

Пример аспектов для критерия «Исследовательские навыки»:

  • Качество формулировки исследовательских вопросов;
  • Качество отбора источников информации;
  • Качество исследования критериев успешности продукта;
  • Качество оценки ресурсов;
  • Качество анализа подобных продуктов;
  • Обоснованность выбора технологии создания продукта;
  • Обоснованность выбора тестов продукта.

Описание аспекта критерия — описание идеального состояния, которое может быть проявлено по данному аспекту.

Пример:
Качество оценки источников информации — характеризует способность учащегося давать развёрнутую оценку отобранных источников по надёжности, авторитетности, первичности/вторичности источника и делать обоснованный вывод о пригодности источника для дальнейшего использования в работе.

Оценивание аспекта — сравнение конкретных характеристик объекта оценивания с эталонами. Для такого сравнения эталон (например, описание аспекта или критерия) разбивают на несколько уровней, присваивая каждому уровню соответствующую отметку.

Например, для аспекта «Скорость набора текста» можно выделить такие уровни, как высокая, средняя, низкая и неудовлетворительная.

 

Рубрикаторы

Для удобства и объективности оценивания составляют рубрикаторы.

Рубрикатор — описание каждого уровня эталона и, как правило, соответствующих этим уровням отметок.

Пример рубрикатора «Скорость набора текста»:

  • Высокая — 230–250 знаков в минуту;
  • Средняя — 180–229 знаков в минуту;
  • Низкая — 100–179 знаков в минуту;
  • Неудовлетворительная — менее 100 знаков в минуту.

Виды рубрикаторов

Бинарный — отражает наличие или отсутствие проявления определённого качества (например, решил задачу или не решил).

Порядковый — отражает количественное значение измеряемой величины (например, процент выполненных заданий).

Аналитический (или уровневый) — показывает степень соответствия эталону.

Пример аналитического рубрикатора:

  1. Учащийся не умеет определять этапы решения задачи, их последовательность с определением промежуточных результатов, не умеет оценивать их как положительные или отрицательные относительно цели.
  2. Учащийся определяет с помощью взрослого этапы решения задачи, их последовательность с определением промежуточных результатов, прогнозирует последствия этих изменений, оценивает их как положительные или отрицательные относительно цели.
  3. Учащийся самостоятельно определяет этапы решения задачи, их последовательность с определением промежуточных результатов, выделяет, что можно изменять в задаче, какие элементы могут быть изменены, прогнозирует последствия этих изменений, оценивает их как положительные или отрицательные относительно цели.

Суммативный — отражает совокупность отдельных качеств аспекта или критерия. Оценка строится путём сложения бинарных отметок по каждому качеству.

Пример:

  • Для исследования отобрано не менее 10 источников информации;
  • Для всех источников информации дан анализ надёжности;
  • Результаты анализа представлены в виде таблицы или списка, соответствующих заданным нормам оформления.

Часто рубрикаторы называют чек-листами, однако это не совсем корректно, так как понятие «чек-лист» можно отнести только к суммативным и бинарным рубрикаторам.

Процесс критериального оценивания

Оценка аспекта — описание достигнутого уровня эталона или, для суммативного рубрикатора, совокупности отдельных качеств эталона.

Вес критерия или аспекта — значимость критерия или аспекта (как правило, выраженная в цифрах) относительно других критериев или аспектов.

Оценка по критерию — вывод о качестве проявления конкретного критерия, полученный на основе обобщения весовых оценок каждого из его аспектов.

Обобщённая критериальная оценка — вывод о качестве объекта оценивания, полученный на основе обобщения весовых оценок каждого из критериев.

Критериальная система оценивания — использование общего набора критериев в разных дисциплинах и недисциплинарных работах, позволяющее отслеживать успешность развития навыков учащихся во времени. При этом формулировка и описание критериев могут несколько меняться в зависимости от конкретной дисциплины и возраста учащихся, а аспекты адаптируются под конкретные учебные работы.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Оценивание проекта
  • Критерии оценивания проекта по навыкам
  • Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла
  • Критериальное оценивание проектов
  • Критериальное оценивание проектов в ГлобалЛаб
  • Критерии успешности продукта
  • Критерии оценки продукта
  • Проект как инструмент измерения образовательных результатов