Оценивание проекта

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Что такое оценивание?

Оценивание проекта и успехов учащихся в проектной деятельности до сих пор составляет проблему даже для педагогов с большим опытом работы. Первая сложность — методическая: необходимо определиться с тем, что именно оценивать. Вторая — процессуальная: как организовать процесс оценивания?

Оценивание проекта, так же как и любое оценивание, начинается с выбора актуальных характеристик объекта оценивания — то есть тех критериев, которые будут отслеживаться и измеряться. А выбор этих характеристик напрямую зависит от тех дидактических целей, которые поставил педагог перед такой работой, как проект.

Разберём выработку критериев на простом примере. 

Представим, что нам необходимо принять на работу секретаря. Наша цель в том, чтобы кандидат достойно справлялся со своей работой. Из чего же будет состоять его работа? Из оформления документов, общения по телефону: лично и посредствам почты. Формализуем эти требования: для успешной работы секретаря претендент должен хорошо владеть офисными программами на компьютере, быстро печатать, иметь грамотную устную и письменную речь. Этот список и станет набором критериев, по которым будет проводиться оценивание. 

Второй пример, наверное, известен всем! Цель учителя русского языка и литератора в том, чтобы воспитать грамотного, думающего, владеющего письменной и устной речью, умеющего рассуждать на заданную тему и читающего учащегося. В целом для такой работы, как сочинение можно вычленить следующие критерии: 

  • Соответствие текста сочинения заданной теме
  • Качество аргументации
  • Проявление литературного кругозора 
  • Композиция и логика рассуждения
  • Литературный язык
  • Орфография
  • Пунктуация

Однако для простоты процесса оценивания можно объединить несколько критериев в один, например, первые пять назвать «Содержание», а орфографию и пунктуацию объединить в «Грамотность».

Чем детализированнее критерии при оценивании ученических работ, тем учащимся проще понять свои дефициты — над чем стоит ещё поработать; чем более общие критерии, тем педагогу проще проверять работы и выставлять отметки.

Как оценивать проект?

Работа над проектом — это сложный и продолжительный процесс. Соответственно, может быть оценена по достаточно большому количеству критериев.

Принципиально, есть два основных подхода (две модели) к оцениванию проектов:

  • Каждый критерий оценивает свой этап проектного цикла.
  • Каждый критерий оценивает свой навык, проявляемый на разных этапах цикла.

Каждый из этих подходов имеет свой набор критериев, хотя описание этих критериев частично пересекается друг с другом.

Первый подход проще для использования в классно-урочной системе и более понятен учащимся: закончил этап — получил отметку.

Второй сложнее, так как каждый навык требуется отслеживать на протяжении всей, часто продолжительной, работы, но лучше показывает успехи и дефициты учащихся.

К примеру, учащийся не справился с этапом «Разработка». Это, безусловно, говорит о том, что у него возникли проблемы на этом этапе, но понять с чем именно связаны эти проблемы: он не владеет технологиями создания продукта или не умеет грамотно оформлять отчётную документацию или что-то другое, достаточно сложно. Однако используя поэтапное оценивание мы в момент окончания этапа, то есть своевременно, можем дать оценку, тогда как навыковое оценивание показывает лишь динамику развития навыков, и окончательный вывод об успешности учащегося можно сделать лишь в конце проекта. Первых подход показывает нам, над каким этапом необходимо работать, второй – над развитием каких навыков.

Второй подход хорошо подходит для выстраивания системы критериального оценивания. Согласитесь, что, например, навык грамотной письменной речи актуален не только для проектной деятельности, но и во многих предметах! Система критериального оценивания позволяет выделять общие навыки в разных предметах, работах и видах деятельности, что наглядно демонстрирует учащемуся, в чём причины его неудач.

При обучении проектной деятельности вовсе не обязательно проходить по всем этапам проектного цикла и отрабатывать весь спектр навыков. Разные учебные цели требуют свой набор критериев. К примеру, педагог может предоставить проблематику проекта в готовом виде и сконцентрировать свой дидактический интерес на разработке и создании продукта или уделить особое внимание работе с источниками информации…

Какие будут использованы критерии и какой подход к оцениванию выбрать — решает исключительно учебное заведение и конкретный педагог, исходя из норм организации и специфики проекта.

В опыте ГлобалЛаб используются оба описанных выше подхода, позволяя куратору проекта выбрать модель оценивания, а затем необходимые ему критерии, подходящие под задуманный проект.

Читайте про детализацию критериев оценивания в наших материалах:

  • Критериальное оценивание проекта по этапам проектного цикла
  • Критериальное оценивание проекта по навыкам
  • Словарь критериального оценивания