Что такое оценивание?
Оценивание проекта и успехов учащихся в проектной деятельности до сих пор составляет проблему даже для педагогов с большим опытом работы. Первая сложность — методическая: необходимо определиться с тем, что именно оценивать. Вторая — процессуальная: как организовать процесс оценивания?
Оценивание проекта, так же как и любое оценивание, начинается с выбора актуальных характеристик объекта оценивания — то есть тех критериев, которые будут отслеживаться и измеряться. А выбор этих характеристик напрямую зависит от тех дидактических целей, которые поставил педагог перед такой работой, как проект.
Разберём выработку критериев на простом примере.
Представим, что нам необходимо принять на работу секретаря. Наша цель в том, чтобы кандидат достойно справлялся со своей работой. Из чего же будет состоять его работа? Из оформления документов, общения по телефону: лично и посредствам почты. Формализуем эти требования: для успешной работы секретаря претендент должен хорошо владеть офисными программами на компьютере, быстро печатать, иметь грамотную устную и письменную речь. Этот список и станет набором критериев, по которым будет проводиться оценивание.
Второй пример, наверное, известен всем! Цель учителя русского языка и литератора в том, чтобы воспитать грамотного, думающего, владеющего письменной и устной речью, умеющего рассуждать на заданную тему и читающего учащегося. В целом для такой работы, как сочинение можно вычленить следующие критерии:
- Соответствие текста сочинения заданной теме
- Качество аргументации
- Проявление литературного кругозора
- Композиция и логика рассуждения
- Литературный язык
- Орфография
- Пунктуация
Однако для простоты процесса оценивания можно объединить несколько критериев в один, например, первые пять назвать «Содержание», а орфографию и пунктуацию объединить в «Грамотность».
Чем детализированнее критерии при оценивании ученических работ, тем учащимся проще понять свои дефициты — над чем стоит ещё поработать; чем более общие критерии, тем педагогу проще проверять работы и выставлять отметки.