Критериальное оценивание проектов в ГлобалЛаб

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Критериальное оценивание проектов — это сложный и трудоёмкий процесс, требующий от преподавателя тщательной подготовки и постоянного внимания к работе учащихся. Именно по этой причине педагоги часто отказываются от критериального оценивания в пользу более простых форм. Для того чтобы минимизировать трудозатраты куратора проекта и сделать оценивание прозрачным для учащихся и более объективным компанией ГлобалЛаб в «Среду управления проектами и исследованиями» были интегрированы модули для сбора статистики и настройки критериев оценивания.

Можно выделить три основных этапа оценивания:

  • Подготовка к оцениванию
  • Сбор данных 
  • Проведение оценивания

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Подготовка к оцениванию

Определив дидактические цели, преподаватель может перейти к следующему шагу — выбору критериев оценивания.

Для этого можно воспользоваться уже готовыми наборами критериев, создать свои или выбрать некоторые критерии из рекомендованных и добавить к ним свои.

Работа с критериями в «Среде управления проектами и исследованиями» располагается в нижней части раздела «Оценивание». 

Во вкладке «Компетенции» можно увидеть уже добавленные в проект критерии и их значимость (вес) относительно других критериев.

Есть возможность изменить набор критериев в режиме «Редактировать состав».

В верхней части открывшегося окна располагаются отобранные критерии. Можно их поменять местами, удалить или почитать описание, нажав на знак вопроса рядом с компетенцией. В нижней части окна располагаются наборы критериев с возможностью выбрать необходимые.

В случае, если критерии не подходят для дидактических целей проекта, есть возможность добавить свои критерии: ввести название компетенции, её описание и указать вес, относительно других критериев.

Выйдя из режима редактирования состава компетенций, можно увидеть список отобранных для проекта критериев. 

Далее необходимо определиться, по каким аспектам будет оцениваться оценивать тот или иной критерий. Для этого можно отредактировать загруженные вместе с критериями аспекты или создать свои. Также как и в случае с компетенциями, есть возможность указать в виде веса относительную значимость каждого аспекта.

Рекомендуется дать каждому аспекту описание, чтобы избежать разночтений с учащимися.

Грамотное планирование и описание критериев (что оценивать?) и их аспектов (по каким проявлениям оценивать критерий?) позволяет избежать в дальнейшем лишних трудозатрат и способствует пониманию учащимися не только полученных оценок, но и того, как должна строиться работа над проектом.

Теперь рассмотрим следующий этап — сбор данных.

Сбор данных

Основанием для оценки любого аспекта и критерия являются загруженные в проект материалы  и действия участников проекта в процессе работы.

Итоговые документы, являющиеся результатами работы учащихся, располагаются в разделе «Результаты».

Однако есть возможность проверить не только итоговые документы, но и их промежуточные версии: все создаваемые материалы располагаются в разделе «Этапы».

Также в каждом из этапов есть возможность познакомиться с планированием этапа (через вкладку «Задачи»), а в групповых проектах с обсуждениями участников и распределением ответственности за задачи. 

Однако, удобнее это сделать через модуль «Статистика», расположенный в разделе «Оценивание».

Здесь можно посмотреть на активность каждого учащегося по одному или нескольким отслеживаемым параметрам. 

Всего в «Системе управления проектами и исследованиями» собираются данные по 17 разным параметрам.

Есть возможность посмотреть на графике суммарное значение каждого параметра или динамику параметра по этапам проекта.

Для тех, кому удобнее работать с цифрами, а не графиками, предусмотрен режим «Таблица», позволяющий увидеть собранные данные в виде чисел.

Можно делегировать оценку каждого из параметров подключённой системе искусственного интеллекта, которая проанализирует собранные данные и выдаст текстовое описание по каждому из 17 параметров.

Анализ данных (материалов и активности учащихся), даёт возможность объективно оценить каждого участника проекта.

Процесс оценивания

«Среда управления проектами и исследованиями» использует один из самых простых рубрикаторов для оценки аспектов критериев:

  • Достигнут;
  • Достигнут частично;
  • Не достигнут.

Преподавателю достаточно выбрать по каждому из аспектов нужный уровень.

Система подсчитает, учитывая вес каждого аспекта, количество набранных баллов и отразит их в Таблице оценивания рядом с цифрой потенциально возможных баллов.

Это позволяет куратору сделать обоснованный вывод об успешности учащегося и выставить ему отметку в соответствии с принятой в образовательном учреждении системой оценивания.

Особенность среды заключается в том, что она предоставляет преподавателю все данные для объективного оценивания: доступ к материалам, статистику активности; помогает ему оценить отдельные характеристики проекта: по критериям, по аспектам критериев; выводит информацию о набранных баллах, но итоговое оценивание всё равно остаётся в ведении преподавателя.

Для детального знакомства с режимами работы Оценивания в «Среде управления проектами и исследованиями» ГлобалЛаб: расположением разделов, функциями кнопок и режимов, настройкой параметров, рекомендуем познакомиться со обзором функциональных возможностей среды.

Читайте также:

  • Оценивание проекта
  • Цифровое решение для проектов в образовании